В чем заключаются политические. Предназначение и основные функции политики

О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что означает «политика»

Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

Что такое политика: современное определение

Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

В чем суть политики

Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

  1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
  2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
  3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
  4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

Чем занимается политика

Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

  1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
  2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
  3. Регулирует и управляет общественными интересами.
  4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
  5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что относится к политике

К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

Что входит в политику

Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

  1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
  2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
  3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
  4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

Что такое учетная политика

Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Природу и характер конфликта определяют:

– условия его возникновения и протекания;

– состав участников конфликта;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– сложившийся образ конфликтной ситуации;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия.

Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

– концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

– использование объективных критериев;

– поиск взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

Для разрешения политического конфликта необходимо:

– локализовать конфликт;

– избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

– выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

– не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

Всегда участвуют как минимум два субъекта. Субъекты политики - это люди, активно участвующие в политической жизни. Ее движущая сила - интересы людей, групп, и так далее. Человек, участвуя в таких отношениях, может выступать в разных качествах, поэтому требуется классификация субъектов.

Классификация

Политические субъекты по количественному признаку подразделяются на единичные (граждане, иностранцы) и группы (элиты, сословия, этносы, фракции и другие).

По правовому признаку субъекты политики подразделяют на физические (граждане) и юридические

По направлениям политики - на субъектов внешней (государства, народы, межгосударственные объединения) и внутренней (граждане, партии) политики.

По первичности или вторичности участия субъектов в политике их подразделяют на две группы. К первой относятся граждане, нации, классы, политические элиты и другие социальные группы. Во вторую входят государства, межгосударственные движения и организации.

Под объектом политики понимается человек, юридические лица, социальные группы, которые испытывают властное воздействие со стороны субъекта. Таким образом, субъекты и объекты политики неразрывно связаны. Между ними возникают политические отношения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Первые предполагают господство и подчинение, а вторые проявляются в форме согласования и координации действий, сотрудничества субъектов.

Какие субъекты политики существуют?

  • Малые группы, то есть немногочисленные по составу общности людей, которые находятся в непосредственном личном общении, объединены общими интересами и одной деятельностью. Подразделяются на формальные и неформальные. К первым относятся семья, студенческая группа, школьный класс, бригада, парламентская фракция и т.д. Ко вторым относятся дружеские компании, кружки, секты.
  • Политические организации, то есть движения, партии, союзы, ассоциации, клубы, общества и прочие. Как субъекты политики они подразделяются на формальные и неформальные. Первые - это партии, союзы и общества, вторые - народные фронты, политические движения,
  • то есть организации, программные документы которых не содержат политических целей.
  • Элита, то есть «верхушка» общества. Политическую элиту составляют должностные лица властных органов (исполнительных, представительных, военных, правоохранительных и информационных учреждений). Часть элиты, которая непосредственно осуществляет управление государством, называется правящей.
  • Социально-политические классы. В зависимости от класса, к которому принадлежит индивид, зависит размер его дохода, характер труда и образ жизни. Класс, который находится у власти, является господствующим. Он воздействует на остальные классы через законы, экономику, СМИ и при помощи других рычагов управления.
  • Нации и этнические группы. Выделяют 3 формы общности людей: родоплеменную (первобытный строй), народность (эпоха рабовладения) и нация (капитализм). Эти исторические общности также называют этническими группами. Нация определяет принадлежность индивида к какой-либо этнической общности. Отношения между нациями и этническими группами в одном государстве носят политический характер, так как связаны с институтом власти.
  • Конфессиональные группы. Под кофессионализмом понимается образ мыслей, поступков, который соответствует требованиям и догматам определенного вероисповедания. Как субъекты политики они оказывают на нее большое влияние.

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества? В чем заключается ее основная социальная функция?

При ответе на этот вопрос мнения политологов также разделились. Одна группа ученых считает, что предназначением политики является интеграция общества в единое целое , воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости и поддержание общественного порядка (Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс). С помощью государственной власти осуществляется регулирование (непосредственное или опосредованное) всех основных сфер общественной жизни, устанавливаются нормы поведения, реализуются наиболее общие интересы различных социальных групп и преодолеваются конфликты между ними. Тем самым в сфере политики осуществляется комплекс действий, направленных на достижение общего блага. Разумеется, порядок, общественный строй и выбор стратегии общественного развития не обеспечивают равных выгод различным группам населения. Но они сами по себе являются необходимыми условиями существования общества и потому обусловливают главное предназначение политической сферы.

Согласно другой точке зрения, политическая сфера – это прежде всего борьба , конфликту стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства (К. Маркс, К. Шмитт, Р. Дарендорф (Германия), Г. Лассуэлл (США). Например, К. Шмитт определяет политику через понятия "враг" и "друг": в политике "друзья" мобилизуются и борются против "врагов").

Стремление к власти является естественным и закономерным для любого субъекта политики, поскольку это дает возможность воздействовать на решение общественных проблем таким образом, чтобы реализовать свои групповые интересы. Политическая борьба неизбежна в силу различия интересов социальных групп и недостатка экономических, социальных, культурных и других ресурсов для их удовлетворения. Она проявляется на выборах в органы власти, в парламентских дебатах, в соревновании политических партий, в политической полемике в СМИ, на митингах, забастовках и т.д.; крайние формы борьбы включают применение физической и военной силы (революция, гражданская война, терроризм). В этой борьбе обычно побеждают небольшие, но сплоченные группы (элиты), добивающиеся различных привилегий путем захвата государственной власти или влияния на нее. Политика – это игра с нулевой суммой: выигрыш одних групп означает проигрыш других. Характер политического процесса напрямую зависит от остроты политического конфликта и соотношения сил на политической арене.

Эти точки зрения на политику и ее социальное предназначение взаимно дополняют друг друга. Суть политики, как считает французский политолог М. Дюверже, всегда амбивалентна; политика, как бог Янус, имеет два разных лица. Во все времена она была средством господства одних групп над другими и, одновременно, обеспечивала интеграцию общества и достижение общего блага. Соотношение этих функций политики находится в процессе постоянного изменения, однако обе, в той или иной степени, присутствуют во всех политических системах. Они выражают единство и взаимосвязь интегративного и дифференцирующего начал в политике. Политика возможна только в условиях конфликта интересов; если бы было полное согласие между людьми, то не было бы и необходимости в создании политических институтов, обеспечивающих разрешение социальных конфликтов в цивилизованной форме и регулирование отношений между людьми. С другой стороны, реализация интересов отдельных групп и сохранение их господства невозможны без наличия минимума согласия между субъектами политики. Политики нет в так называемом "естественном состоянии", где, по Гоббсу, идет "война всех против всех".

Таким образом, основными функциями политики являются: 1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и 2) реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.

Другими важнейшими функциями политики, тесно связанными с предыдущими, являются: 3) руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации); 4) регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью); 5) коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными группами и правил общения). Кроме них, в политической сфере реализуются и более специфические социальные функции, набор которых зависит от характера социальной системы (расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп, защита прав человека, привлечение граждан к участию в принятии решений и др.).