Представления дошкольников о профессиях. Детям о профессиях — рассказываем в сказке

Первый шаг к профориентации — это знакомство с профессиями в семье. Ребенок узнает, кем работают родители и близкие родственники. Уже в раннем детстве он чувствует, как родители относятся к своей профессиональной деятельности: нравится работа или нет, насколько охотно папа и мама идут на работу, довольны ли зарплатой и отношениями в коллективе. Из этих впечатлений у дошкольника складывается общее представление о профессиональной деятельности взрослых. Поэтому дадим совет родителям: вы на собственном примере можете показать ребенку, как это хорошо — работать и реализовать себя в профессии. Можно рассказывать и показывать будущему профессионалу, что работать — это классно, и не только потому, что работа приносит деньги, а потому что работа приносит пользу окружающим и самому человеку.

Следующий этап — это знакомство с миром профессий с помощью книг. Современный книжный рынок предлагает множество красочных изданий для дошкольников и младших школьников, которые рассказывают о разных специальностях и сферах деятельности. Предлагаем вашему вниманию 7 действительно хороших книг для семейного чтения.
В чем цель детской профориентационной литературы? Нет, не подобрать ребенку будущую профессию и не направить его по кратчайшему пути к получению нужных профессиональных навыков. Детям интересен реальный мир: настоящие поезда, живые звери и птицы, устройство приборов. И книги о профессиях удовлетворяют их любопытство: они показывают ребенку настоящий взрослый мир в понятной для него форме. Детские книги открывают читателю огромный мир профессий, в одной из которых ребенок обязательно найдет себя в будущем. Они рассказывают, что люди, нашедшие свое призвание, по-настоящему счастливы. А еще, конечно, они позволяют весело и с пользой провести семейный вечер и дают темы для разговора по душам.

Мы решили выстроить нашу подборку книг «по возрастанию положительных эмоций» — от тех, что, по нашему мнению, очень хорошие, к тем, что, по нашему мнению, просто замечательные! Итак,

7 книг о профессиях для семейного чтения:

Амели Бомон «Кем быть?» (серия «Твоя первая энциклопедия», «Махаон»).
Книга построена в виде энциклопедии по сферам деятельности: о каждом виде деятельности и связанных с ним профессиях рассказывает иллюстрация и небольшая аннотация. В энциклопедии вы узнаете, чем отличаются рыболовы от рыбоводов, что любитель животных может стать жокеем, ветеринаром , кинологом , дрессировщиком, зоологом или фотографом дикой природы. Что полицейские бывают в парке, в лесу, на море, на дороге и даже на лыжне. В таком разнообразии есть, из чего выбрать, и есть, о чем побеседовать.
Рекомендации по возрасту: от 5 лет
Ирина Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии» («Clever»).
Небольшое пособие создано в рамках серии «Первое чтение: учимся читать быстро». Оно подойдет детям 5-7 лет, которые уже немного умеют читать, но в чтении им еще не хватает уверенности. «Я читаю и узнаю профессии», как видно из названия, сочетает приятное с полезным: и чтение потренировать, и профессии изучить. Издание представляет собой тетрадь для совместной работы ребенка и родителя: кроме чтения ребенок в ней будет рисовать, писать, соединять, обсуждать профессии. Каждый разворот книжки рассказывает об одной популярной профессии — ветеринар , геолог , инженер — доступным языком и в интерактивном формате.
Рекомендации по возрасту: от 5 до 7 лет
Комплекты книг «Профессии, или О том, кем работают люди» («Библиотека Академии Умница»).
Это целый чемоданчик из 10 книг, каждая из которых охватывает специальности в одной профессиональной сфере: городские службы , торговля , сельское хозяйство , спорт и туризм , образование , культура и искусство , наука , промышленность , органы власти и армия . В каждой книжке замечательные иллюстрации и много игр и заданий, но огромный минус «чемоданчика» — его цена. Поэтому такую большую коллекцию книг логичнее и экономнее приобретать для группы в детском саду или для целого класса начальной школы.
Инна Карпова. Серия «Кем быть?» («Настя и Никита»).
Для каждой профессии в серии своя книга: портной, шофер, пекарь, спасатель , художник . Пока в серии всего 5 книг, но каждая из них не просто рассказывает о профессии, а погружает ребенка в ее загадочный мир. 24 страницы о пекаре — это рассказ о том, кто такой пекарь, как печь хлеб, какие ингредиенты вам понадобятся, чтобы испечь сдобные булочки, а чем французский багет отличается от лаваша, какой хлеб пекут представители разных народов и по каким поводам. В книгах вы найдете теплые авторские иллюстрации Дианы Лапшиной, разные игры и задания на логику и внимательность.
Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…».
Как часто детей спрашивают: «Ну что? Кем станешь, когда вырастешь?». Их ответы не очень разнообразны — учителем, полицейским, пожарным, дизайнером. Это распространенные профессии, которые у всех на виду. Узнать больше о современных профессиях, расширить кругозор не только детей, но и взрослых поможет эта красочная книга Сильви Санжа. В книге описаны более 300 профессий, среди которых вы найдете представителей редких специальностей: берейтор, либреттист, кинолог , агроном , пиротехник, завлит, энтомолог, хормейстер, барист и многих других. А путешествие по профессиям будет совсем не скучным, так как сюжет книги строится вокруг «профессионального самоопределения» главного героя — собаки Арчи. Читатель вместе с Арчи попадает в аэропорт, театр, банк, на ферму, корабль и множество других мест, где кипит работа и не всегда все идет гладко.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет
Айно Хавукайнен, Сами Тойвонен. «Тату и Пату идут на работу» («Мир детства медиа»).
Веселые и любопытные Тату и Пату из далекой страны Небывалии — это мировые ребята! За книги об их приключениях финские авторы получили литературные премии на родине и в других странах, права на публикации выкуплены уже в 13 странах мира. В этот раз Тату и Пату осваивают профессии: они отправляются на биржу труда, чтобы изучить популярные профессии и испробовать их в деле. У Тату и Пату, конечно, не получится избежать беспорядка и смешных ситуаций, так как к любому делу нужен творческий подход: если они пекут хлеб, то дрожжей можно добавить побольше, если работают на стройке, то начинают со строительства многоэтажных бутербродов. «Тату и Пату идут на работу» — пример популярного типа книги – «виммельбуха» — в котором много мелких интересных деталей и красочные иллюстрации. К этой книге вы будете возвращаться снова и снова, чтобы почитать, рассмотреть и вместе посмеяться.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет
Ричард Скарри «Город добрых дел» («Карьера-пресс»).
Эта книга уже 50 лет назад стала детской классикой. Она издана на 30 языках и входит в богатое наследие американского писателя и иллюстратора Ричарда Скарри. В Городе добрых дел кипит жизнь: он населен веселыми зверями, каждый из которых занят своим делом, — фермер Турнепс, портной Иголка, кузнец Лис и другие. В книге вы узнаете, что делает фермер, кто печет хлеб, как изготавливают бумагу, как строят дорогу. Иллюстрации книги так насыщены деталями, что каждый раз, когда вы перечитываете книгу, вы находите все новые и новые подробности. Особенно детям интересно отыскивать на каждой странице маленьких деятельных персонажей — червячка Лоули и желтую мышку: «А вот он! Нашел!». И буря положительных эмоций!
Рекомендации по возрасту: от 3 лет

Читайте вместе с детьми! Семейное чтение они будут помнить всю жизнь.

Занятие: Чтение художественной литературы.

Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подготовительная группа

Программа: «Детский сад 2100».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с многообразием мира профессий, важностью каждой из них;
  • развивать любознательность, расширять кругозор;
  • воспитывать уважительное отношение к любому труду;

Оборудование:

Портрет В.Маяковского, книга «Кем быть?», карточки с изображение людей различных профессий, карточки по самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Повторение предыдущей темы.

Воспитатель: Вспомните ребята с каким произведение мы познакомились на прошлом занятии?

Воспитатель: Какие деревья и о чём спорили?

Дети: Яблоня, дуб, сосенка, кто важнее.

  1. Мотивация.

Воспитатель: А теперь загадки отгадаем.

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому кто здоров разрешить погулять врач

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной садовник

Он поет красиво песни. певец

Вам товары продает,

У витрины его пост. продавец

В небо технику ведет – самолет и вертолет. лётчик

Природу любить, стариков уважать. учитель

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно... музыкант

Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьёт нам наряды,

Чтоб было приятно швея

  1. Затруднение
  • Расскажите кем работают ваши родители
  • Как вы думаете какая профессия важнее?
  • Ещё в 1928г. поэт Владимир Маяковским (показать портрет поэта) написал стихотворение. Давайте просмотрим иллюстрации к произведению. Как вы думаете о чём будет это произведение (Ответы детей)
  1. Новая тема: Чтение стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?»

А теперь прочитаем стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть» и узнаем, как же ответил автор, какая профессия важнее.

  1. - Физминутка

Мы в профессии играем, (дети идут по кругу. взявшись за руки)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, музыкант, (дети делают шаг вперёд )

Есть у каждого талант

(руку согнуть в локте и поднять указательный палец в верх )

Садовод и лётчик, продавец, швея, певец (дети делают шаг вперёд )

Все профессии нужны, все профессии важны

(ходьба по кругу взявшись за руки )

  1. Обсуждение новой темы

Кем хотел быть герой стихотворения?

Почему он никак не мог выбрать себе дело по душе? (Ему всё нравилось.)

Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе

Кто из вас хочет есть горький или солёный хлеб?

Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?

Кто хочет, чтобы на наших улицах валялся мусор?

Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

  1. Игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает, а дети отвечают хором)

Трактор водит … (тракторист)

Электричку … (машинист)

Стены выкрасил … (маляр)

Доску выстрогал … (столяр)

В доме свет провёл … (монтёр)

В шахте трудится … (шахтёр)

В жаркой кузнице … (кузнец)

А вы мечтаете, о том, кем вы будите, когда вырастите? (ответы детей)

Достаточно ли только мечтать о профессии? (Надо учиться)

И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить или самолёт в голубом небе, строить машины на заводе или новые города, просто надо? (учиться.)

  1. Самооценка

10. Итог урока.

Так какие профессии важны и какие профессии нужны?

Чтобы получить профессию, что нужно делать в первую очередь? (учиться)

Спасибо за работу на занятии!


ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бендюков М., Соломин И. Ты твоя профессия. СПб, ООО «Издательский дом «Рост», 2001.
  2. Воронкова С.А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе. // Завуч. - 2006. - № 6 - с. 10-34.
  3. Городович А.М. Понятие, сущность и основные особенности формирования предпринимательского мышления учащихся старших классов общеобразовательной школы. // Веснiк адукацыi. - 2006. - № 9 - с. 45-50.
  4. Грецов А.Г. Выбираем профессию (советы практического психолога). Спб.: Питер, 2005.
  5. Дережне Ю.Л. Роль общеобразовательной школы в подготовке молодежи к построению профессиональной карьеры. // Методист. - 2006. - № 8 - с. 37-41.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. М.: Академический проезд; Фонд «Мир», 2005.
  7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М, Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  8. Кожухова С. Информационная работа в период предпрофильной подготовки: рекомендации классному руководителю. // Воспитательная работа в школе. - 2006. № 1 - с. 91-94.
  9. Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учебное пособие. Мн., Современное слово, 2006.
  10. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  11. Луцевич Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике. // Веснiк адукацыi. - 2006. - № 12 - с. 39-52.
  12. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  14. Пряжников Н. Направления и методы профориентации. // Директор школы. - 2006. - № 2 - с. 79-84.
  15. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  16. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. СПб.: Речь, 2003.
  17. Старостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащихся старших классов. // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - с. 108-118.
  18. Тесты для выбирающих профессию / Сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. - Мн.: «Соврем. Слово», 2005
  19. Хвостов В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно. // Директор школы. - 2006. - № 6 - с. 83-85.
  20. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А. Б. Широкова. - Минск: Современное слово, 2006
  21. Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению. // Народное образование. - 2006. - № 9 - с. 152-156.
  22. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав.ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта, 2003.

«На пути к выбору профессий».

1. Аверкин, В.Н. Путевка в жизнь: Образование. Профессия. Карьера: Учебно- справочное пособие. - М.: Просвещение, 2005. - 112с.

Пособие предназначено для помощи в выборе будущей профессии.

2. Бабаян, Б. "Программирование - та область, в которой можно преуспеть!" / Беседовал А. Кузьменков // Бумеранг. - 2002.-№ 3. - С. 28-29, фото.

3.Звезды шепчут: Чем заняться //Маруся.-2004.-№ 4.-С.43-44.

О выборе профессии в зависимости от принадлежности к тому или иному знаку зодиака

4. Криуля, Л. Что почем на рынке труда? / Л. Криуля // Штучка. - 2003.-N 11.-С.44-45.

О наиболее востребованных на рынке труда профессиях

5.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А Леонтьев, Е.В.Шелобанова // Вопросы психологии.-2001.-N 1.-С.57-65.

6. Махлин, Е. Лабиринты будущего // Маруся.-2002.-N 11.-С.42-43.

Советы подросткам по выбору будущей профессии

7. Прошина, Л. Не ошибись, выбирая пути //Смена.-2001.-N 10.-С.254-257.

О выборе профессии.

8. Рогов, Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 333с. - (Азбука психологии)

Книга, содержащая практические советы, поможет молодому человеку выбрать свою будущую профессию и стать профессионалом.

9.Сафонов, А. Кем бы ни работать...// Бумеранг.-2003.-N 2.-С.31.

О необычных профессиях, не требующих квалифицированной подготовки.

10. Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся / Г.Сторожева //Воспитание школьников.-2004.-N 10.-С.37-44.

11. Энциклопедия для детей: Выбор профессии:Дополнительный том / Гл.ред. Е.Ананьева, отв.ред. В.Белоусова; Худож. Е.Дукельская. - М.: Аванта+, 2003. - 428с.: ил.

В энциклопедии понятным языком поясняется о всех известных профессиях, которые могут заинтересовать ребенка.

12.Я бы в дворники пошел? // Бумеранг.-2001.-N 4.-С.35.

Тест по профориентации

«Карта мира профессий».

1. Андрианова, Н. 24 экстрима в секунду /Н.Андрианова //Маруся.2004.-N 8.-С.36-37: фот.

О профессии каскадерши

2.Бердник, Т. Как стать модельером: Для поступающих в учебные заведения.- Ростов н\Дону: Феникс, 2000.- 288с.

3.Вачков, И.В. Введение в профессию "психолог": Учебное пособие \ И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.- 464с.

4.Введение в юридическую специальность: Учебное пособие \Под ред. А.П. Коренева.- М.: Московская академия МВД России; Изд-во «Щит- М», 2002.- 114с.

5.Воронова, С. Аварийный комиссар - психотерапевт на дорогах/С.Воронова //Пять углов.-2005.-N 4 (3 февр.).-С.8: ил.-(Рынок образования).

Об особенностях работы аварийных комиссаров - представителей новой специальности

6.Гурудэва, О. "Это может любая ведьма!": Беседа с женщиной редкой профессии - аналитиком рынка ценных бумаг/ Записала С.Герасимова // Домашний очаг.-2004.-N 6.- С.90-92.

7. Дама с диктофоном //Маруся.-2005.-N 1.-С.38-40: фот.

О профессии журналистки.

8.Золотых, Л.Профессия - секретарь: ломаем стереотипы.//Студенческий меридиан.-2000.-N2.-с.32-33.

9. Компанцева, А. "Промоутер": Раскрути себя сама/А. Компанцева, И.Шульгинова//Маруся.-2001.-N 6.-С.41.

10. Криуля, Л. Следствие ведет... искусствовед/Л.Криуля //Штучка.-2005.-N 2.-С.26-27.

О профессии искусствоведа

11. Криуля, Л. Переводчик с цветочного //Штучка.-2001.-N 6.-С.22-23.

О профессии флориста

12. Криуля, Л. А мне летать охота/Л.Криуля //Штучка.-2004.-N 8.с.28-29: фото.

О профессии стюардессы

13. Криуля, Л. Виза для провизора //Штучка.-2002.-N 2.-С.30-31,фото.

О профессии фармацевта и фармацевтик

14. Криуля, Л. Имидж - наше все!/Л.Криуля//Штучка.-2004.-N 1.-С.28-29.

О профессии имиджмейкера

15. Криуля, Л. Когда работа - отдых//Штучка.-2002.-N 8.- С.28-29.

О профессии менеджера по туризму

16. Криуля, Л. Куда язык доведет? / Л.Криуля // Штучка.-2004.-N 2.С.28-29.

О профессиях: лингвист, учитель иностранного языка, переводчик

17. Криуля, Л. Профессия: душелюб и людовед // Штучка.-2002.-N 2-С.20-22, фото.

О профессии психолога

18. Криуля, Л. Психоаналитик для бобика // Штучка.-2001.-N 4.-С.20-22.

О профессии ветеринара

19. Криуля, Л. Хозяйка гостиницы // Штучка.-2002.-N 6.-С.18-19.

О профессиях, связанных с гостиничным бизнесом: менеджер (или портье, или администратор); горничные; официанты; бармены

20.Криуля, Л. Хранители культуры / Л. Криуля // Штучка.-2005.-N 1.С.28-29.

О профессиях культуролога и медиаспециалиста

21. Ланге, Т. Работники носа и колбы /Т. Ланге // ГЕО / GEO.-2003.9.-С.118-122: фото.

О профессии парфюмера и наиболее известных представителях этой профессии

22. Логинова, И. По звездной дорожке / И. Логинова //Здоровье.-2003.-N 9.- С.34-35.

О знаках Зодиака, которые покровительствуют нашей карьере.

23. Мадемуазель Дизайн //Маруся.-2004.-N 2.-С.38-39.

О профессии дизайнера. Список учебных заведений, где можно получить эту профессию.

25. Маненкова, Е. Грациозная профессия // Маруся.-2002.-N 2.-С.3, фото..

История профессии манекенщицы

26. Маненкова, Е. Леди Правосудие / Е.Маненкова//Маруся.-2004.-N6.-С.42-43.

О юридических профессиях

27. Мастерица на все руки //Штучка.-2004.-N 11.-С.40-41.

О профессии массажиста

28. Ножки с глянцевой обложки //Штучка.-2003.-N 3.-С.10-11.

О профессии топ-модели и качествах, которыми нужно обладать,чтобы добиться успехов в этой профессии.

29. Раскадровка//Книжное обозрение.-2001.-N 51.-Прил.: PRO.-С.1, 2.

О такой профессии как редактор книжного издательства.

30. Романова, Е. С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и професиограммы.-2-е изд.-СПб.:Питер,2003.-460с.

В книге представлены характеристики и профессиограммы наиболее распространенных профессий.

31.Рынок труда: Учебник\ Под ред. В.С. Буланова.- М.: Экзамен, 2003.- 480с.

Учебник дает расширенное представление о рынке труда как динамичной системы.

29).Сергеева Е. Работа не для всех/Сергеева Е., Емельянова М./Маруся.-2001.-N 8.-С.34-35.-ISSN 0869-0006.

О работе дистрибьютера (распространителя товаров).

32.Скобелева, Е. Мисс актриса/Е.Скобелева //Маруся.-2004.-N 1.С.42-43: фото.-

О профессии актрисы. Список учебных заведений, где можно получить эту профессию.

33. Скобелева, Е. Трудности перевода, или Твоя моя не понимай!/Е.Скобелева, А.Компанцева //Маруся.-2004.-N 9.-С.34-35.

О профессии переводчика

34. Степанова, Ю. Хочу быть людоведом/ Ю.Степанова //Маруся.- 2004.-N 3.-C.44-45.

О профессии психолога

35. Стеркина, Р. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание.-2002.-N 4.-С.100-103.

36. Упоров, И. В. Профессия - юрист.-Ростов н/Д: Феникс,1999.-407с.-(Образование и карьера)

В книге в различных ракурсах рассматривается профессия юриста. Дана характеристика всей юридической деятельности.

37. Чепелевская, О. Живые деньги//ОМ.-2002.-N 9.-С.114-115.

О профессиях: бухгалтер, аудитор, финансовый директор, PR-менеджер, журналист, дизайнер, программист, стилист, маркетолог,менеджер, арт-директор.

38. Чужой отдых - хорошая профессия //Пять углов.-2003.-N 40(16 окт.). - С.6-7: ил. - (Рынок образования).

О специальностях в сфере туризма

39. Шестакова, А. Спасатели планеты/А.Шестакова //Пять углов.-2004.-N 41 (28 окт.) .-С.6-7: ил. - (Рынок образования).

О профессии эколога и учебных заведениях, ведущих подготовку по этой специальности.

40.Шестакова, А. Праздники - наша работа/А.Шестакова //Пять углов.-2005.-N 1 (13 янв.).-С.6: ил.-(Рынок образования)

О профессии организатора праздников.

41.Шестакова, А. Как стать доктором Айболитом/А.Шестакова // Пять углов.- 2005.- N 3 (27 янв.).-С.6-7: ил.-(Рынок образования).

О профессии ветеринара.

42. Шестакова, А.А мне летать охота.../А.Шестакова //Пять углов.- 2005.- N 4 (3 февр.).-С.6-7: ил.-(Рынок образования).

О подготовке специалистов гражданской авиации.

43.Шестакова А. Маги виртуальной реальности/А.Шестакова//Пять углов.- 2005.- N 7 (24 февр.).-С.6-7: ил.-(Рынок образования).

О профессии создателя компьютерных игр.

44. Шестакова, А. Врачи разные нужны, врачи разные важны/А.Шестакова //Пять углов.-2005.-N 10 (17 март.).-С.6-7:ил.-(Рынок образования).

О профессии врача, системе обучения и отдельных специальностях.

45. Шестакова, А. Кушать подано!/А.Шестакова//Пять углов.-2005-N 12 (31 март.).- С6-7: ил.-(Рынок бразования).

О профессиях в ресторанном бизнесе.

46.Шестакова, А. Режиссеры политических баталий/А.Шестакова //Пять углов.-2005.-N 9 (10 март.).-С.6-7: портр.-(Рынок образования).

О профессии политолога.

47.Яковенко, Е.Г. Введение в специальность экономиста: Учебное пособие \ Е.Г. Яковенко, Н.Е. Христолюбова. -М.: ЮНИТИ, 2002.- 302с.

«Психология профессий».

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.-2-е изд., перераб., доп.- М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-330с.- (Gaudeamus)

В издании помещены основные психологические характеристики популярных профессий.

2.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Академа, 2004.- 304с.

3.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства\ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова.- М.: Академа, 2003.- 480с.

В книге помещены традиционные и консервативные представления о теории и практике психологии труда и вопросы, связанные с повышением чувства собственного достоинства.

4. Психология популярных профессий/Под ред. Л.А. Головей.-СПб.:Речь,2003.-252с.

В книге помещены точные психологические характеристики самых популярных профессий.

5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие.-2-е изд. - СПб.: Питер,2004.-220с.-(Учебное пособие)

«Ищу работу».

1. Поляков, В.А. Как получить хорошую работу в новой России: Практическое руководство для тех, кто остался без работы или желает ее сменить.

Книга подскажет вам как правильно искать работу, правильно определить цель в поиске работы, как подготовиться к собеседованию, как заключить выгодный контракт.

2. Трудоустройство: Советы профессионалов.- М.: Экономика, 1998.- 181 с.

3.Туркова, Т. Хочу работать за границей … И что теперь?.- М.: Рипол Классик, 2003.- 192с.

С помощью книги Вы узнаете, как выбрать фирму - посредника, решите юридические вопросы - такие как въезд в страну, получение вида на жительство.

4.Рыкова, Е.А. Технология поиска работы \ Е.А. Рыкова, И.А. Волошина, Л.Н. Прожерина.- М.: ПрофОбрИхдат, 2001.- 96с.

5.Фокс, Дж. Не торопитесь посылать резюме: Нетрадиционные советы тем, кто хочет найти работу своей мечты.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 198с.

В настоящее время трудно найти работу, тем более своей мечты. Но применяя рекомендации Дж.Фокса вам будет это под силу.

«Делаем карьеру».

1.Деревицкий, А. Партизанская война с работодателем: Как заставить начальника платить тебе больше.

Вы устроились на работу. Теперь перед вами стоит цель - больше получать. Автор книги дает вам рекомендации, как стать победителем в этой "войне".

2.Каунт, Дж. Организуй себя.- СПб,: Нева, 2003.- 254с.

Книга содержит советы, позволяющие рационально распределить время, научится - повысить свой профессионализм.

3.Коддлер, И. Успешная презентация.- М.: Олма Пресс Инвест, 2003.- 64с.

Книга предназначена для тех, кто занимается подготовкой презентации своих проектов, отчетов, и готов повысить эффективность работы.

4.Коддлер, И. Как достигнуть карьерного роста.- М.: Олма Пресс Инвест, 2003.- 64с.

5. Поляков, В.А. Технология карьеры.: Практ. Рук- во.- М.: Дело ЛТД,1995.-127с.

Книга содержит различные вопросы психологического анализа структуры профессиональной деятельности, взаимосвязи профессиональных требований и индивидуально- психологических особенностей работника, основы конфликтологии, профессионального стресса.

7.Успешная организация вашего времени.- М.: Олма Пресс Инвест, 2003.- 64с.

Книга поможет Вам правильно распределить свое рабочее время, повысить эффективност ь вашей работы.

ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

1. Белухин, Д. А. Куда идешь? / . – М., 2002.

2. Веллер, М. И. Все о жизни / . – М., 2001.

3. Выбери профессию / [и др.]. – Жуковский, 2002.

4. Волкова, Т. Р. Секреты поиска работы / , . – М., 2003.

5. Грановская, Р. М. Конфликты и творчество в зеркале психологии / . – М., 2001.

6. Дусавицкий, А. К. Формула интереса / . – М., 1989.

7. Дружинин, В. Н. Варианты жизни / . – М., 2000.

8. Жариков, Е. С. Для тебя и о тебе / , . – М., 1991.

9. Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях / Д. Карнеги. – М., 1993.

10. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / . – М., 1991.

11. Кузин, Ф. А. Культура делового общения / . – М., 2000.

12. Левитин, К. Е. Я прошла сквозь мрак и бури / . – 2-е изд. – М., 1981.

13. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / . – М., Воронеж, 2003.

14. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / . – М., 1991.

15. Поляков, В. А. Технология карьеры / . – М., 1995.

16. Пономоренко, В. А. Страна Авиация – черное и белое / . – М., 1995.

17. Прощицкая, Е. Н. Выбирайте профессию / . – М., 1991.

18. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / . – М., Воронеж, 1997.

19. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / . – М., 2005.

20. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Д. Снайдер. – М., 2000.

21. Тарас, А. Е. Психология экстремальных ситуаций / . – М., 2001.

22. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М., 1990.

23. Чистякова, С. Н. Технология профессионального успеха / . – М., 2003.

24. Энциклопедический справочник 2000 профессий. – Минск, 1986.

Литература, изданная РЦПОМ

1. Профессии строительного профиля: справочник для абитуриентов / сост.: , . – Минск: Современное слово, 2009. – 256 с. – (Библиотека абитуриента).

2. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / [и др.]. – Минск: , 2010. – 166 с.

3. Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / сост.: , . – Минск: Современное слово, 2009. – 176 с. – (Библиотека абитуриента).

4. Профессиональный ориентир: учеб.-метод. пособие для классных руководителей / сост.: , . – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).

5. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост.: , . – Минск: Экоперспектива, 2009.

6. Тесты для выбирающих профессию / сост.: , . – Минск: Современная школа, 2008. – 288 с.

7. Профориентация в школе / сост.: , . – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

8. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / , . – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

Журнал « К іраванне ў адукацыі»

2010 год

1. . «Система профориентационной работы в учреждениях образования». № 10, с. 3–12.

2. . «Второй век профориентации: тенденции и перспективы». № 10, с.13–18.

Журнал «Весн і к адукацы і »

2010 год

1. , . «Полипрофориентационная работа со школьниками в схемах, таблицах и рисунках». № 8, с. 70–80; № 9, с. 37–42.

2. . «Новые подходы к организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях». № 10, с. 45–48.

3. . «Реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой как одно из направлений в деятельности учителя-предметника». № 11, с. 53–55.

4. . «Актуальные проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях». № 11, с. 46–52.

5. . «Комплексное портфолио в системе полипрофориентационной работы». № 12, с. 70–73.

2011 год

1. . «Организация полипрофориентационной работы с учащимися на диагностической основе». № 1, с. 41–44.

2. . «Мультимедиа во внеклассной работе по географии как средство, формирующее мотивы выбора профессии». № 2, с. 39–43.

3. . «Профнеделя в школе как интегрированная форма удовлетворения профессиональных ожиданий учащихся». № 2, с. 33–38.

4. . «Математика и мир профессий». № 3, с. 60–63.

Журнал « Адукацыя і выхаванне »

2010 год

1. . «Компьютерные программы помогут школьникам в выборе профессии». № 1, с. 21–22.

2. «Клуб профессий»: программа, сценарии, рекомендации. № 1, 22–27.

2011 год

1. . «Межведомственное взаимодействие по созданию единой системы профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью». № 6, с. 27–30.

2. . «Роль школы и внешкольных учреждений в профессиональном самоопределении учащихся». № 6, с. 30–35.

3. . «Межшкольный учебно-производственный комбинат – центр профориентации». № 6, с. 35–38.

4. . «Условия успешного профессионального самоопределения». № 6, 38–40.

5. . «Работа внешкольного учреждения по формированию у учащихся профессионального интереса». № 6, с.42–45.

Журнал « Народная асвета »

2011 год

1. . «Как формировать базы данных “хочу”, “могу”, “надо”». № 2, с. 66–67.

2. , . «Ярмарка профессий: организуем игру для старшеклассников». № 2, с. 66–67.

3. . «Что дает факультатив тем, кто определяется в жизни?». № 2, с. 70–74.

4. Мастер-класс «Экономическое образование в школе: как это работает?». № 5, с. 50–77.

5. . «Образовательный проект “Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках трудового обучения посредством проектной технологии”» (www. /dadatki).

Журнал «Кем быть?»

2010 год

1. И. Минькевич, Т. Кундикова, Д. Медведева. Тренинговое занятие «Профессии всякие нужны, профессии разные важны…». № 5–7, с. 31–34.

2. . «Профориентационная работа: цели, задачи, планирование». № 8, с. 23–26.

3. С. Стецюра. «Ориентация учащихся на профессии сельскохозяйственного профиля на уроках математики в 5–8 классах». № 12, с. 23–26.

2011 год

1. С. Воронище. «О некоторых вопросах профессиональной ориентации учащихся на уроках физики». № 5–6, с. 32–35.

2. . «Что нам стоит дом построить?..». № 8–9, с.12–14.

За страницами знакомой книги Принято считать, что прообразом доктора Айболита был образ доктора Дулитла из книги Хью Лофтинга, которая вышла в 1920 году. Корней Чуковский - замечательный переводчик с английского - наверное, читал эту книгу. Но всё же его > нельзя назвать просто переводом. Чуковский обогатил сюжет новыми эпизодами и дал герою > имя Айболит. А кроме того, истинным прототипом доброго доктора Айболита был реальный человек Цемах Йоселевич (Тимофей Осипович) Шабад (гг.), с которым Чуковский познакомился ещё в 1912 году в Вильнюсе, который тогда назывался Вильно. Он два раза останавливался у доктора, когда приезжал в Вильно по делам. Цемах Шабад был врачом и учёным. Корней Чуковский написал с него доктора Айболита. В своих воспоминаниях Чуковский писал: >. И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных... Как - то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Её язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую - то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось: >. А ещё в центре Вильнюса сейчас стоит памятник, который изображает именно этот эпизод - девочка протягивает ему раненую кошку. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с кошкой на руках установлена на родной улице доктора Шабада в Вильнюсе. нельзя назвать просто переводом. Чуковский обогатил сюжет новыми эпизодами и дал герою > имя Айболит. А кроме того, истинным прототипом доброго доктора Айболита был реальный человек Цемах Йоселевич (Тимофей Осипович) Шабад (1864-1935 гг.), с которым Чуковский познакомился ещё в 1912 году в Вильнюсе, который тогда назывался Вильно. Он два раза останавливался у доктора, когда приезжал в Вильно по делам. Цемах Шабад был врачом и учёным. Корней Чуковский написал с него доктора Айболита. В своих воспоминаниях Чуковский писал: >. И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных... Как - то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Её язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую - то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось: >. А ещё в центре Вильнюса сейчас стоит памятник, который изображает именно этот эпизод - девочка протягивает ему раненую кошку. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с кошкой на руках установлена на родной улице доктора Шабада в Вильнюсе.">










Бел Кауфман (KAUFMAN), американская писательница и педагог. Роман " Вверх по лестнице, ведущей вниз ", опубликованный в 1964 г., автобиографичен. Личные впечатления о жизни обыкновенной средней американской школы для непривилегированных детей отразились в романе. Роман наполняют письма, объяснительные записки, циркуляры и распоряжения, складывается картина школьной жизни. Название автору подсказала докладная записка начальника: " Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью ".


« Республика Шкид »- книга о проблеме выбора. Сейчас нынешние подростки уже и не знают ни этой книги, ни фильма. А жаль... Просто потрясающее произведение, с юмором о наболевшем, с изюминкой... Как справиться с такими « хулиганами », как герои этой книги? Авторы - сами бывшие беспризорники, и по сути, описали свою жизнь, свое перевоплощение. Книжка читается легко, сюжет захватывает, и хочется перечитывать снова и снова! Книга погружает в атмосферу того времени, когда ни голод, ни бедность, ни уголовное прошлое не могли помешать мальчишкам мечтать, творить. В книге самих ещё юных Л. Пантелеева и Г. Белых подростки ершистые, но не жестокие. А в наше время, к сожалению, чего только не увидишь, но читать " Шкиду " надо, обязательно надо!


Из потомственного графского рода, Антуан де Сент - Экзюпери выбрал себе профессию летчика. Он летает... И пишет книги... Светлый, поэтичный писатель. Красотой и человечностью наполнены его книги. " Маленький принц ", " Почта на Юг ", " Ночной полет ", " Планета людей "," Военный летчик ", " Письмо заложнику ", " Цитадель "... Еще несколько небольших произведений... Это все, что написал Антуан де Сент - Экзюпери... Но каждое его произведение – знаковое. Экзюпери надо читать с детства, и перечитывать каждые 3-5 лет - для закрепления материала.


Одухотворенная, трепетная и нежная, эта книга -своеобразный гимн "поэзии жизни". В ней нет хитросплетенного сюжета, нет неожиданных поворотов событий, автор не держит нас в интриге и напряжении. Читая книгу, можно просто отдохнуть душой. Произведение побуждает подумать, переосмыслить свою жизнь, переоценить свои ценности. Как-то по- домашнему тепло становится на душе после чтения этого рассказа. О тайнах писательского труда, о творческих муках, о нравственном выборе: Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим... Афанасий Фет




Винсент Ван Гог. Он был другой, ни на кого не похожий. Удивительный человек с удивительной историей жизни, признанный посмертно во всем мире, как величайший художник. Несмотря на трагичность судьбы, все лишения, обиды и невзгоды, пережитые им, книга получилась удивительно живая - каждая ее страница " дышит " атмосферой и колоритом того времени, каждое настроение и чувства переживаются вместе с героями, каждый оттенок краски видится перед глазами, а полотна рисуются в воображении... Достойная и заслуживающая внимания книга заставляет нас взглянуть на себя и окружающих иначе. Стремление художника к поиску своего призвания заслуживает уважения. Написанная ярко, живо, книга признанного мастера биографического жанра читается на одном дыхании, она не перегружена сухими фактами из биографии, автор ненавязчиво восстанавливает окружение и события жизни главного героя. Вы получите настоящие удовольствие от чтения этой книги!


Книга Е. Чижовой имеет подзаголовок: « Драма из школьной жизни ». Это действительно драма, о которой ведет повествование рассказчица. Но … из этих драм и состоит школьная жизнь, независимо от того, в какой школе ты учишься, обычной или элитарной. Дело в другом. Автор поднимает важную проблему - проблему выбора: пойти с толпой, быть как все или остаться в меньшинстве, но при своем мнении. Оказаться в одиночестве. Одной – против всего мира, но не пойти на сделку со своей совестью …




Р Чтение захватывает сразу и не отпускает до последних страниц. Если для кого-то это будет рекомендацией, то по глубине проникновения автора в тему, по уровню специальных знаний, пониманию специфики профессии и острому динамичному сюжету повествования «Большой пожар» напоминает лучшую из книг Артура Хейли «Аэропорт». Отличный юмор в диалогах и многочисленных бытовых сценках, взятых из реальной жизни, острота и динамизм сюжета. Книга до сих пор выглядит живой. Один из древнегреческих мудрецов говорил: «Дело умных предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых управляться с бедой, когда она пришла». Это о пожарных: умных, храбрых и очень скромных людях.


В этом возрасте необходимы книги, которые могут помочь найти своё призвание, зажечь искру интереса и жажду знаний. Возможно кто-то после прочтения истории Татьяны Власенковой найдёт себя в мире пробирок и микроскопов, вместо того, чтобы стать еще одним «просто менеджером» в безликом «просто офисе ». « Открытая книга »- произведение о взрослении, о метаниях при выборе жизненного пути, об отношениях с любимыми, коллегами, врагами. Готовы ли мы к такому самоотречению во имя профессии, как героиня романа? Проза В. Каверина великолепна.


Бывший врач Никольской земской больницы описал свою юность в цикле из 8 рассказов, написанных от первого лица доктором Бомгардом: « Полотенце с петухом », « Вьюга », « Стальное горло » и др. Каждый владелец диплома не знает, куда может занести нелегкая судьба. Тем более интересно узнать, каково это было сотню лет назад. Добавьте сюда медицинскую специфику и время написания – 1917 год, Россия, – и станет ясно, что перед нами интереснейший документ на переломе бурной эпохи. Написано классно – с юмором, интересно, а главное – так точно! Вы побываете в шкуре начинающего врача. Рассказы читаются на одном дыхании. М. Булгакова можно перечитывать бесконечно …


Это роман о вере и долге, о том, как человек понимает свое предназначение в жизни. Я рада, что прочитала его в юные годы. И пусть вас не пугает, что книга написана в советское время. Это не лакировочная проза и наштампованные стереотипные романы. Роман Ю. Германа тонкий, душевный и прекрасный, отлично изгоняет депрессию и поднимает опустившиеся руки. Идея "Жить не только для себя, но и для других" звучит в книге как общечеловеческая. Это трилогия о человечности, о сострадании, об умении принимать чужую боль как свою, о людях, которые служат призванию не ради денег и похвалы. В наше время куда-то делись такие цельные и героические натуры, как Устименко, не хватает нам всепобеждающей любви Володи и Вари. Потери, разочарования, боль, сомнения - всё как в жизни. Самое интересное – это актуально практически для любой профессии. Смело берите и читайте!


\ Если вас интересуют не только детективы, криминальные истории, любовные романы, если для вас чтение не просто способ убить время, если вы любите вместе с автором и героями поразмышлять о волнующих человечество проблемах, вам, наверное, будет интересно познакомиться с романом В. Дудинцева Белые одежды. Роман В. Дудинцева Белые одежды увидел свет через тридцать лет после написания, и автор получил Государственную премию. За искренность рассказа о действительности, за правду произведение постигла тяжелая участь в начале пути. Роман Белые одежды открывает неизвестные страницы истории. Из этой книги мы узнаем о жизни и работе ученых - биологов, занимающихся выведением новых сортов картофеля. Судьбы многих из них сложились трагически. Но то, во что они вложили душу, осталось. Многие достижения науки сохранились и получили свое дальнейшее развитие даже в самые суровые годы благодаря самоотверженной работе настоящих ученых. Но Дежкин, Стригалев и их друзья герои не только того времени. Для многих они могут стать примером и сейчас. Книга поможет внимательному читателю найти истину и сделать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. 0


Георгий Полонскаий Драматург, публицист, киносценарист. Окончил Московский педагогический институт имени Н. К. Крупской (1963), был слушателем Высших сценарных курсов при Госкино СССР (). Автор пьес « Перепелка в горящей соломе », « Медовый месяц Золушки » (1986). призы и награды Лауреат Государственной премии СССР (1970, « Доживём до понедельника »).


Перед вами одни из лучших книг о школе, о сложных взаимоотношениях педагогов и учеников, о том, как важно в жизни встретить настоящего учителя. " Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию " (Л. Н. Толстой)


Монументальная трилогия Т. Драйзера включена в список лучших произведений мировой литературы. Особенность трилогии желаний в том, что можно читать с любой части но лучше всё - таки начинать с « Финансиста ». Главный герой Фрэнк Каупервуд ведет бизнес, заключает сделки, предает, как и его предавали. Его взлеты и падения представляют собой историю достижения американской мечты как жестокую и безжалостную борьбу за добычу. Этот роман Драйзер написал в 1912 году, но история современна сегодня! Это произведение рекомендуется всем, абсолютно всем людям. Особенно полезна будет бизнесменам и людям, связанным с предпринимательской деятельностью. Теодор Драйзер еще раз доказал свою гениальность и заставил восхищаться своим стилем и великолепным слогом.