Проблема алкоголизма и антиалкогольная политика в россии, государство и общество несут огромные потери из-за алкогольной смертности. Последствия государственной антиалкогольной политики в России: эмпирический анализ

На Чукотке, в Магадане, Ненецком автономном округе, на Сахалине и в Коми остро стоит проблема алкоголизма. А самыми «трезвыми» регионами традиционно являются Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария.

в число нерешенных проблем входят молодежный алкоголизм, рост преступности, высокая доля контрафакта и «безответственность чиновников». По мнению экспертов, необходимо ввести дополнительные законодательные ограничения и улучшить качество жизни в регионах - «пьют люди не от хорошей жизни».

Рейтинг составлялся на основе открытых данных Росстата, Росалкогольрегулирования, Минздрава, МВД, Центральной базы статистических данных и ЕМИСС. Итоговый балл региона рассчитывался по шести критериям. Оценивалось, в частности, число умерших от алкоголя и состоящих на учете больных алкоголизмом. А также количество совершенных в состоянии опьянения преступлений и правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом спиртного. Еще одними критериями оценки стали объем проданного алкоголя и анализ регионального законодательства в этой сфере.

Так, самыми трезвыми регионами уже четвертый год подряд признаются Чечня (12,78 балла), Ингушетия (12,82) и Дагестан (14,18). Улучшила свое положение в рейтинге и Карачаево-Черкесия: в 2015 году она была 25-й, но с 2016-го прочно занимает четвертое место (20,02).

Следом идет Кабардино-Балкария (20,70), которая всегда входила в первую десятку регионов-«трезвенников». Также в этом году лидерами стали Белгородская (22,51) и Тюменская (22,52) области, Ставропольский край (23,61), Волгоградская область (24,24) и Калмыкия (26,48).

Основными проблемами реализации антиалкогольной политики, по мнению авторов рейтинга, являются молодежный алкоголизм, рост преступности и высокая доля контрафакта. Тормозит процесс и «безответственность чиновников» - например, попытки легализовать продажи алкоголя на АЗС и торговлю через интернет, а также отсутствие должного контроля.

Следует ужесточать антиалкогольное законодательство на местах, уверен председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский.

По словам эксперта, властям некоторых регионов стоит задуматься, поскольку «пьют люди не от хорошей жизни». И думать необходимо не только о запретах, но и о решении сопутствующих проблем, поднимая качество жизни граждан, считает политолог.

Критически оценивая опыт прошлого, включая негативные последствия последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу современного развития российского общества, перспективная цель которого должна сводиться к постепенному искоренению причин массового пьянства, минимизации его негативных последствий.

Основным направлением в достижении этой цели должна стать профилактика (предупреждение) пьянства. Основное же в профилактике - устранение причин, порождающих это явление и позитивное воздействие на обстоятельства, выступающие качестве условий, порождающих почву для появления и действия причин.

Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует учитывать несколько обстоятельств:

Во-первых, достижение положительных результатов в антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к проблеме пьянства и алкоголизма;

Во-вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии российского общества;

В-третьих, значение усиления эффективности антиалкогольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа жизни, борьбе с преступностью.

С учетом того, что пьянство - это социальное зло, то и борьба с ним может иметь успех лишь при условии активного использования всей системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных, профилактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.

1. Совершенствование федеральной и региональной антиалкогольной политики как средства решения общесоциальной профилактики пьянства.

Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в качестве принципиального требования к постановке такой работы ее многоцелевой характер. Именно поэтому антиалкогольная политика - это неотъемлемая часть общей социальной политики государства. В силу многоцелевого социального характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной нормативно-правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей спиртных напитков, а большинства граждан, - с другой, правомерно сегодня поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалкогольной доктрины.

Главными задачами антиалкогольной политики должны стать предотвращение, устранение или смягчение последствий (вклю-чая криминальные) потребления алкоголя населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и предотвращение ее употребления молодежью, более эффективный контроль за производством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья населения.

Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и большинстве ее регионов, основными целями антиалкогольной политики должны стать:

Всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное воспитание подрастающего поколения, формирование антиалкогольного общественного мнения;

Последовательные меры по сокращению потребления алкогольной продукции населением при государственной монополии;

Предотвращение, устранение или смягчение социально-нега-тивных, включая криминальные, последствий потребления алкогольной продукции среди населения;

Обеспечение защиты интересов граждан, семей, общества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий, в т.ч. от пьянства и алкоголизма;

Осуществление защиты здоровья населения, особенно молодежи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение социально-демографической обстановки.

Основными субъектами антиалкогольной политики, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должны стать государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы муниципального самоуправления, общественные объединения и движения, юридические лица, а также граждане-активисты.

В качестве первого организационного шага, обеспечивающего взаимодействие государственных и общественных организаций, представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению антиалкогольной политики в Российской Федерации. Учитывая профилактическую направленность координации, было желательно привлечь к работе Государственного комитета руководителей министерств, обеспечивающих развитие социальных сфер; руководителей правоохранительных органов, Госкомиссии по винной монополии, представителей общественных формирований.

Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных комиссий Комиссию по вопросам антиалкогольной политики и периодически на своих заседаниях рассматривала подготовленные законодательные документы и ход проведения антиалкогольной политики.

Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики требует создания стройной правовой системы правовой основой деятельности Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей антиалкогольной политики государства являются Конституция РФ, обновленное законодательство (включая нормы гражданского, административного, уголовного кодексов). С учетом того, что современная правовая основа страдает отсутствием многих норм и значительно отстает от реалий российской действительности, требуется скорейшее принятие специального закона “Об основах антиалкагольной политики Российской Федерации”, других правовых актов федеральных органов, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Антиалкогольная политика должна проводится по строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод других лиц. Основной формой работы с населением должно стать просвещение, воспитание и убеждение. Запрещение и принуждение применяются лишь в тех случаях и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных законов и правовых норм.

Учитывая множественность и иерархию субъектов антиалкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы могла бы быть разработка Федеральной комплексной антиалкогольной программы. Составными частями такой программы, решаемой на уровне Российской Федерации, должны стать:

Научно обоснованная разработка комплекса мероприятий по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодежи с использованием всех возможностей дошкольных и школьных учреждений, книг и средств массовой информации, театра и кино;

Действенное обеспечение государственной монополии на оборот алкогольной продукции и государственный контроль за этим оборотом;

Разработка мер по государственному регулированию цен на алкогольную продукцию (включая импорт);

Разработка комплекса мер по предупреждению социально-негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность правоохранительных органов и судов;

Введение льготного налогообложения и предоставления других льгот юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, непосредственно связанным с социально-реабилита-ционной и антиалкогольной работой с населением;

Обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и пропаганды алкогольной продукции и привлечение виновных к ответственности;

Обеспечение медицинской помощи населению, медико-со-циальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;

Разработка нормативно-правовой базы для профилактической работы всех органов, привлекаемых к осуществлению задач антиалкогольной политики.

По нашему представлению, основными направлениями антиалкогольной политики, решаемой субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, могли бы стать:

Разработка и реализации в рамках Комплексной антиалкогольной программы Российской Федерации мероприятий, относящихся к ведению и территории субъектов федерации;

Координация работы по реализации антиалкогольной политики на своей территории;

Регламентация отдельных вопросов в сфере оборота, ввоза и реализации алкогольной продукции;

Проведение культурно-просветительных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно детей, молодежи, женщин, четких антиалкогольных убеждений;

Осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголизмом;

Привлечение к ответственности юридических и физических лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии алкогольного опьянения.

Важным направлением антиалкогольной политики является обеспечение действенного государственного и общественного контроля за реализацией алкогольной продукции и ограничения ее производства. В связи с этим, представляется необходимым пересмотр в сторону усиления требований экспертизы винно-водочных изделий и пересмотр действующих норм ГОСТа. Производство и реализация алкогольной продукции без лицензии и сверх установленной квоты должно быть полностью запрещено. Необходимо добиться восстановления практики заявок отечественных производителей на качественный спирт, отмененной под давлением МВФ, обеспечив тем самым более высокое качество реализации через розничную торговлю алкогольных напитков.

Следует полностью запретить рекламу алкогольной продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда алкогольной продукции, т.е. формирование у населения представлений о полезности и допустимости ее употребления по случаю торжеств и других актов.

Перечисленные выше основные направления антиалкогольной политики, на наш взгляд, удачно сочетают формы общесоциальной профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным, воспитывающим воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов антиалкогольной политики.

2. Важным направлением усиления антиалкогольной политики, по нашему мнению, должны стать меры совершенствования правовой базы борьбы с пьянством.

Реально оценивая ситуацию нарастания в общественном сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволенности в стране, неэффективность применения административных и уголовных наказаний, по нашему глубокому убеждению назрела серьезная необходимость повышения действительности применения уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-право-вых и семейно-правовых норм и средств предупреждения противоправного поведения на почве пьянства.

В этой связи особо нуждается в дальнейшем совершенствовании уголовное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и алкоголизма. В принятом новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вводимом в действие с 1 января 1997 года, по мнению разработчиков, были учтены многие международно-признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия системы санкций требованиям справедливости. Однако наряду с ними из нового УК РФ были убраны статьи, которые с точки зрения профилактики играли ранее важную роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вводимый в действие с 1 января 1997 года, с модельным Уголовным кодексом, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участников СНГ 17 февраля 1996 г., следует сделать вывод: российские законодатели не учли многие рекомендации, которые способствовали бы более эффективной профилактической работе правоохранительных органов.

Так, например, признавая уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 23 УК РФ), законодательно не закреплено применение положение о том, что состояние опьянения в новом УК РФ (общая часть) не признается даже обстоятельством, отягчающим наказание (см.: ст. 63 УК РФ). Более того, в новом УК состояние опьянения при определенных условиях трактуется как обстоятельство смягчающее ответственность.

В связи с выше изложенным автор вносит предложение о необходимости дополнить ст. 63 УК РФ положением о том, что к обстоятельствам, отягчающим ответственность и наказание, наряду с перечисленными в статье позициями, относиться также “совершение преступления в состояние алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием токсических средств”.

Особого внимания заслуживает борьба с распространением привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодежи, которая велась и сейчас ведется недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков представляется обстоятельством, активно продуцирующим преступность среди несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством есть правовая норма (ст. 151 УК РФ), регулирующая борьбу с вовлечением несовершеннолетних в употребление и злоупотребление спиртными напитками. Цель статьи очевидна - помочь правовыми средствами сохранить здоровье подрастающих поколений, остановить процесс омоложения возраста, с которого начинается употребление спиртных напитков, упредить опасность осложнения в будущем социально-криминологической ситуации.

Однако в следственной и судебной практике последних лет практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания несовершеннолетних. Практически не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ: “Доведение же несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний, влечет уголовную ответственность этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа”. В новом УК РФ данная статья (ст. 151) изменена в сторону допущения таких действий до 3 и более раз (системати-ческое употребление).

По-видимому, следует учитывать, что недооценка общественной опасности преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого негативного явления среди молодежи и подрывает в целом авторитет законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.

В системе правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных средств пресечения правонарушений, посягающий на общественный порядок и связанных с поведением в общественных местах и производстве, воспитанием в семье.

В этой связи следует признать, что современная оценка действенности выделенных выше статей, введенных в Кодекс об административных правонарушениях в период 1985-1987 гг., может быть признана весьма низкой и неэффективной. В первую очередь, такая ситуация связана с совершенно иной ситуацией, сложившейся в результате отхода от целенаправленной антиалкогольной политики нынешнего федерального руководства. В условиях сверхизобилия алкогольных напитков при относительно низких ценах фактически не действуют ст.ст. 160, 1601, 1602, что ставит под сомнение необходимость их сохранения в Кодексе. По-видимому, требуют пересмотра в сторону увеличения размеров штрафа за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 162. 163. Так, например, за распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта... или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественное достоинство и общественную нравственность предусмотрены штрафы всего лишь размером в 1/3 или 1/2 минимального размера заработной платы.

3. Специальные профилактические меры, направленные на реализацию антиалкогольного законодательства.

Сегодня, когда устаревшее антиалкогольное законодательство практически не действует, а в предупредительной работе служб и подразделений органов внутренних дел недооценивается значение борьбы с пьянством настоятельно встает вопрос об обновлении ведомственных нормативных актов по организации профилактики пьянства и алкоголизма.

Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает постоянное и последовательное применение специальных профилактических мер, направленных на реализацию антиалкогольного законодательства. Ведущее место в этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам милиции. В числе основных направлений по специальной профилактике пьянства следует выделить:

Пресечение распития спиртных напитков, а также нахождения в пьяном виде в общественных местах;

Установление притонов и лиц, предоставляющих помещение для наркоманов, токсикоманов, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство;

Выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртные напитки;

Предупреждение семейно-бытового пьянства;

Целенаправленная антиалкогольная пропаганда и др.

Среди категорий профилактируемых, на наш взгляд, основное внимание необходимо уделить подросткам и молодежи, поскольку эта категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой под влиянием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.

4. Меры совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды. Безнравственность, отсутствие должной общей и правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и развития антисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и совершенствование системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки, молодежь. Для развития системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды необходимы разработка новой Концепции антиалкогольного воспитания и просвещения; использование положительного отечественного и зарубежного опыта организации трезвеннических кампаний; привлечение к этой работе общественных движений за здоровый образ жизни, ученых; обеспечение через СМИ активного противодействия пропаганде пьянства, аморализма, питейных традиций. Организующую и координирующую роль в разработке Концепции должны сыграть Комитеты Государственной Думы Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования, соответствующие департаменты (комитеты) местной власти в регионах, академии педагогических, медицинских наук, а также организации в рамках общественного трезвеннического движения.

Антиалкогольная пропаганда в молодежной среде должна вестись одновременно и параллельно с антинаркотической пропагандой. Пока же наблюдается явный “перевес” в сторону последней, хотя, как известно, Всемирной организацией здравоохранения и ныне действующим в России ГОСТом, алкоголь признан таким же опасным для здоровья средством, как и наркотики.

Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма чрезвычайно важным условием выступает антиалкогольное просвещение молодежи во всех учебных заведениях. Эта работа обязательно должна проводится и в дошкольных учреждениях, в работе которых сегодня можно обнаружить многочисленные примеры формирования алкогольных представлений у детей уже в возрасте 3-4 лет.

В предупреждении пьянства и алкоголизма важную роль должна сыграть антиалкогольная пропаганда, которая особенно в последнее время требует значительной активизации. Здесь правоохранительные органы должны играть более активную и целенаправленную роль, тем более что Закон РСФСР “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. создал для этой работы все условия.

Необходимо всячески способствовать развитию антиалкогольной инициативы населения, привлекать к этой работе общества и клубы трезвости. Особая роль здесь принадлежит Союзу борьбы за народную трезвость, в рамках которого в Российской Федерации работают региональные организации практически во всех крупных городах.

Российский путь антиалкогольной политики

Попытки государственного регулирования алкогольного рынка в России предпринимались неоднократно еще в царское время. В 1896 году при императоре Николае II была введена государственная «винная монополия», устранившая почти всю частную продажу алкоголя в стране. В период русско-японской войны в 1904-1905 годы последовал полный запрет на продажу водки в ряде регионов, который продлился до 1907 года. Позднее, в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, постановлением правительства продажа алкоголя была запрещена на всей территории страны. Это позволило к 1915 году сократить потребление спиртных напитков до 0,2 л на человека (в 1913 году значение этого показателя составляло 4,7 л на человека) . В итоге «сухой закон», введенный Николаем II, продержался в России до августа 1923 года.

Впоследствии советское правительство также предпринимало неоднократные попытки введения различных ограничений на продажу алкоголя. Так, в 1958 году было принято постановление, согласно которому запрещалась продажа водки большинством предприятий общественного питания, расположенных в районе вокзалов, аэропортов, в местах отдыха граждан, а также в непосредственной близости от промышленных предприятий, учреждений сфер образования и здравоохранения . В 1972 году в СССР были введены временные ограничения на продажу алкоголя: торговля спиртными напитками крепостью 30 градусов и выше была разрешена с 11.00 до 19.00, т.е. до официального времени закрытия магазинов, торгующих алкоголем .

В 1985 году была развернута самая масштабная в истории СССР антиалкогольная кампания, в ходе которой правила продажи спиртного стали еще жестче, были закрыты многие торговые точки. В тех же магазинах, где торговля спиртными напитками была разрешена, продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00 . Кроме того, был введен запрет на распитие спиртного в парках, скверах, а также поездах дальнего следования. Начавшийся в 1987 году в стране экономический кризис, а также массовое недовольство населения мероприятиями кампании вынудили правительство свернуть борьбу с алкоголизмом. Однако временные ограничения на продажу алкоголя отменены не были и действовали в стране до середины 1990 года. Согласно имеющимся оценкам, за годы кампании продажи алкогольной продукции в расчете на душу населения сократились на 60% . В то же время в эти годы в стране стал активно развиваться «теневой» рынок алкоголя, возросли объемы самогоноварения и нелегального производства спиртного, увеличилось количество отравлений алкогольными суррогатами.

К сожалению, после распада СССР антиалкогольная политика не вошла в число приоритетов российского правительства. В условиях быстро развивающихся рыночных отношений государство утратило как монополию на производство и продажу спиртного, так и контроль над временем его продажи. В 1990-е годы на рынок алкогольной продукции вышло множество производителей и продавцов, в том числе крупные международные компании. Согласно данным Росстата, объем продаж алкоголя в литрах чистого спирта в расчете на душу взрослого населения резко увеличился с 7,1 в 1990 году до 10-11 в 2000-е годы .

Исследователи подчеркивают негативную роль ослабления антиалкогольной политики государства. Трейзман отмечает, что рост смертности, наблюдаемый в России в начале 1990-х годов, был вызван действующей ценовой политикой в отношении алкоголя (низкая относительная цена водки), а не социальным стрессом от проводившихся в стране политических и экономических реформ. Другие авторы считают именно окончание антиалкогольной кампании Горбачева основной причиной так называемого «российского кризиса смертности» .

Последние годы характеризуются, однако, повышенным вниманием со стороны российского правительства к регулированию ситуации на алкогольном рынке. Ключевым документом в этом отношении стала принятая в 2009 году «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». В документе, помимо мер законодательного регулирования, заложены и экономические меры, направленные как на ограничение ценовой доступности алкоголя (повышение акцизов на спиртное, установление минимальных розничных цен), так и на снижение его физической доступности (сокращение точек и времени продаж алкоголя). Цели и направления антиалкогольной политики государства были в дальнейшем зафиксированы в Указе Президента РФ от 7.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

С июля 2011 года введены единые по всей стране ограничения ночного времени продаж спиртных напитков – с 23.00 до 8.00 . Согласно закону, с 1 января 2013 года запрет на ночную продажу спиртного был распространен и на пиво. Единые федеральные ограничения, введенные в 2011 году, оказались достаточно мягкими по сравнению с теми, что устанавливали ранее отдельные регионы .

В 2011 году начинается существенное повышение акцизов на алкоголь, введенных еще в 1992 году. Так, в 2010 году они составляли 231 рубль за 1 л безводного этилового спирта крепостью более 9%, в 2011 году – 254 рубля, в 2012 – 300 рублей, в 2013 году - 400 рублей, в 2014 году – 500 рублей, а с 1 января 2015 года возросли до 600 рублей.

К числу новых для России мер государственной политики относится законодательное установление минимальной цены на водку. Одной из основных причин введения этого механизма стало снижение цены водки относительно средней зарплаты, чем и объясняют многие исследователи рост потребления спиртного, наблюдавшийся в России за последние 20 лет. Относительная цена алкоголя в стране постоянно снижалась в течение этих лет, делая его все более доступным. Так, в середине 1990-х годов на среднюю заработную плату можно было купить 25 л водки или 100 л пива, а в 2009 году – уже 79 и 358 л соответственно. Изменения минимальной цены водки и доступность алкоголя в соотношении со средней зарплатой показаны в табл. 1. В 2010 году значение минимальной цены водки было установлено впервые и на достаточно символическом уровне - 89 рублей за пол-литровую бутылку. Но впоследствии цена несколько раз повышалась, и к 1 августа 2014 года достигла уже 220 рублей.

Таблица 1. Минимальная цена водки относительно средней заработной платы

Дата введения

Минимальная цена, рублей за 0,5 л

Средняя зарплата, рублей

Сколько бутылок можно купить?

Однако с 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена водки впервые была снижена до 185 рублей (или на 16%). Среди причин данного факта эксперты выделяют как замораживание ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы, так и увеличение теневого сектора алкогольного рынка .

Таким образом, к числу наиболее заметных мер регулирования алкогольного рынка в последние годы можно отнести введение минимальной розничной цены продажи водки, повышение акцизов на алкоголь и установление временных запретов на продажу спиртного. Как и следовало ожидать, официальные статистические данные показывают, начиная с 2010 года, стабильное сокращение объемов продажи как алкогольных напитков в целом (в пересчете на чистый спирт), так и водки. Продажи пива, несколько увеличившись в 2011 году, снова начали сокращаться, и в 2014 году среднедушевые продажи алкоголя, пива и водки оказались ниже уровня 2010 года (табл. 2).

Таблица 2. Динамика продажи алкогольных напитков в России, 2010-2014 годы

Суммарный годовой объем продаж:

Все алкогольные напитки, в млн дкл спирта

Водка, млн дкл

Пиво, млн дкл

В расчете на душу взрослого населения в год:

Все алкогольные напитки, в л спирта

Можно ли утверждать, что наблюдаемые на макроуровне позитивные изменения являются следствием проводимой государством антиалкогольной политики? Учитывая, что схожие экономические меры на протяжении многих лет активно используют правительства разных стран, проанализируем известные исследования по оценке их эффективности.

Согласно данным опроса, проведенного в 2009 году в шести российских регионах группой исследователей Института демографии, две трети респондентов выразили озабоченность масштабами распространения пьянства и связанных с ним разрушительных для общества последствий. В бо льшей степени людей беспокоит значительное количество неблагополучных семей, несчастные дети злоупотребляющих спиртным родителей, приобщение к алкоголю подростков. Возникает вопрос: чем можно объяснить столь высокую социальную опасность массовой алкоголизации населения России при сравнительно небольших различиях в объёмах потребления с другими странами?

Основную причину такой ситуации многие исследователи видят во влиянии суровых природно-климатических условий, вследствие чего сформировалась особая структура потребления, с преобладающими в ней крепкими спиртными напитками. Наличие большого количества питейных обычаев и традиций, требующих пить и угощать горячительными напитками (и в значительных объёмах) по разным случаям и событиям превратили алкоголь в неотъемлемый атрибут жизни российского населения. Кроме того, исторически сложилась привычка пить много и быстро, часто на голодный желудок. Это в разы увеличивает негативный эффект от потребления алкоголя. И, к сожалению, злоупотребление алкоголем подвергает опасности не только здоровье и жизнь злоупотребляющего, но и его ближайшее окружение.

На рубеже XX-XXI вв., сопровождающимся множеством политических реформ, широкая распространенность чрезмерного потребления алкоголя приобрела характер национального бедствия. Экономические, социальные и политические преобразования имели результатом ухудшение условий жизни десятков миллионов людей. Чувство незащищенности и неуверенности всегда способствовало значительному повышению спроса населения на спиртное, употребление которого для многих служит своеобразным средством ухода от действительности, забвения, «преодоления» стресса.

Переход к рыночной экономике в 1992 году и отказ от государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции привели к потере контроля алкогольной индустрии. Эти события в сочетании с высокими налогами на алкогольную продукцию вызвали всплеск её нелегального производства. Дешёвая и низкокачественная водка стала причиной множественных отравлений. О степени опасности потребления фальсифицированной водки для здоровья и жизни людей можно судить по данным Государственного комитета статистики (ныне - Росстат): случайные отравления алкоголем с 16,1 тыс. чел. в 1991 г. выросли до 55,5 тыс. чел. в 1994 г., затем снизились до 35 тыс. в 2005 г. Доля нелегальной продукции по сей день остаётся высокой - по данным Министерства экономического развития она составляет около 40%.

В конце XX в. страну охватило массовое самогоноварение. По различным данным и сегодня значительная часть (60-70%) сельских жителей употребляет в основном самогон, произведенный самостоятельно или приобретенный у знакомых или соседей. В данный момент решить эту проблему невозможно, так как закон не запрещает изготовление самогона для личного пользования.

Возможно ли при такой государственной политике добиться сколько-нибудь существенных позитивных изменений в алкогольной ситуации, ослабить ее негативное влияние на жизнедеятельность общества?

Обратимся к опыту прошлого. В Царской России антиалкогольной политики вплоть до царствования последнего Российского Императора Николая II не было. В стране периодически вводилась монополия на производство спиртных напитков, однако её основная цель состояла в извлечении государством прибыли.

Когда в конце XIX века пьянство достигло небывалых масштабов, под благим предлогом была введена очередная винная монополия, и возникли первые движения за трезвость. Основной задачей последних была организация досуга населения, так как отсутствие цивилизованных развлечений было одной из причин чрезмерного употребления спиртного. Дополнялась она нищетой, тяжелыми жизненными условиями, неприятием многими людьми происходивших в стране перемен, и, конечно, сложившимися привычками и отсутствием знаний о вреде алкоголя. Кроме того, введение винной монополии очевидным образом усугубило алкогольную ситуацию, повысив доступность спиртных напитков.

Массовое пьянство и разбои, имеющие место во время революции, показали неэффективность государственных мер и деятельности антиалкогольных движений. Закрытия кабаков и просветительных мероприятий оказалось недостаточно с борьбе с такой серьёзной социальной проблемой.

Петербургский (декабрь 1909 г. - январь 1910 г.) и Московский (1912 г.) съезды по борьбе с пьянством выявили серьёзные разногласия между чиновниками и активистами движения за трезвость. Чиновники отстаивали винную монополию, считая её заслугой упорядочение потребления алкоголя, в то время как представители антиалкогольных объединений видели в ней главную причину роста потребления спиртного. Деятельность обоих сторон подверглась критике духовенства, которое рассматривало борьбу с пьянством как «мирную культурную работу», а не как средство для достижения политических целей. Как бы то ни было, к началу Первой мировой войны была выполнена важная задача - формирование у населения отрицательного отношения к алкоголю.

Начав с ограничения продажи алкоголя 22 августа 1914 г., совет министров в октябре того же года дал право местным властям полностью прекращать торговлю спиртными напитками. Год спустя доход казны от производства вина сократился втрое по сравнению с первой половиной 1913 года, что вызвало существенные диспропорции в экономике. Вынужденная эмиссия денег привела к инфляции. Население же стало активно потреблять одеколоны, денатураты, брагу, самогон.

Февральская революция и отречение Николая II от престола не могли не сказаться на социальном настрое и общественном порядке. Ни одна мера, предпринятая Временным правительством, не смогла побороть массовое пьянство и отличавшиеся невиданной жестокостью погромы. Лишь большевики, взяв власть, решительно подавили все проявления пьяной анархии. Основным инструментом были репрессии против пьяниц и хулиганов, которые приравнивались к «врагам народа». Они подкрепились «сухим законом»: согласно декрету правительства от 19 декабря 1919 года продавать спирт и спиртсодержащие напитки могли только национализированные или подконтрольные государству заводы.

Несмотря на жёсткие меры, правительство так и не смогло справиться с самогоноварением. Вред от изготовления самогона состоял не только в спаивании населения, но и уничтожении огромного количества зерна, которое было в дефиците. Вынужденная легализация спиртного и последовавшее в 1924 году введение винной монополии сделали из пьяницы-«контрреволюционера» слабовольного, опустившегося человека, который не соответствовал идеологическому образу советского гражданина.

В 1928 году был создан Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. В рамках его деятельности планировалась организация культурных мероприятий, активная пропаганда трезвости, международное объединение антиалкогольных обществ. Однако воплотить эти идеи в жизнь не удалось: в 1930 году правительство раскритиковало Общество за превышение полномочий и неправильный выбор методов борьбы с пьянством. Объединенное в 1932 году с обществом «За здоровый быт», антиалкогольное движение прекратило своё существование. Но это вовсе не означало, что власть пустила ситуацию на самотёк.

Снятие запрета на алкоголь, постепенное сокращение производства питьевого спирта и расширение ассортимента алкогольных напитков стали первыми шагами на пути воспитания «культуры пития». Прегражден он был в 1941 году, с началом Великой Отечественной Войны. На фронте водка была одним из средств снятия стресса. Многие не бросили привычку и после войны, однако дороговизна напитка вынудила население вновь заняться самогоноварением. В борьбе с последним правительство увеличивало производство водки, снижало её цену, что в итоге привело к значительному росту потребления спиртного. Рекордным его назвать нельзя - многие страны в послевоенные годы отметили увеличение объёмов потребления алкоголя.

Алкогольная проблема обострилась и требовала решения. Но жесткие административные меры в купе с ценовой политикой не смогли принести существенных результатов, ведь как и прежде велась борьба не с пьянством, а с пьяницами.

С приходом к руководству страной Михаила Горбачева была запущена новая антиалкогольная кампания. Очередное повышение цен, талоны, огромные очереди впоследствии вылились в распространение и увеличение объёмов самогоноварения. Но, даже не смотря на это, данные меры позволили почти на четверть снизить уровень смертности населения. Кроме того, некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что дети, рожденные во время действия алкогольной кампании, отличались лучшим состоянием здоровья. Завершение кампании повлекло за собой увеличение потребления алкоголя и повышение уровня преступности, связанного со злоупотреблением спиртным.

Таким образом, предшествующая практика борьбы с алкогольной проблемой в России, если и демонстрировала улучшение ситуации, то со временем антиалкогольные меры либо переставали действовать, либо меняли свой эффект на противоположный. Любые ограничения и запреты приводили к распространению самогоноварения, что усугубляло ситуацию с заболеваемостью и смертностью по причине потребления спиртного; репрессии уменьшали число открытых проявлений пьянства, но масштаб проблемы не сокращался.

Основное препятствие в борьбе с пьянством, по мнению экспертов, состояло в разности взглядов населения и власти на людей злоупотребляющих. Потребление спиртного категорически осуждалось «сверху», в то время как общество не собиралось расставаться с традицией «выпивать по случаю». Более того, советских людей всегда отличало терпимое отношение к пьяницам и алкоголикам, «попавшим в беду, сломленным несчастьями и злой судьбой».

Причина провалов, по мнению многих экспертов, состоит в одностороннем подходе и ограниченности мер, используемых для борьбы с проблемой чрезмерного потребления алкоголя. Обычно предпринимаемые действия не отличались организованностью, продуманной структурой, и долговременностью. Кроме того, в большинстве случаев не принимались во внимание научные исследования и работы, посвященные злоупотреблению алкоголем.

Так, долгие годы главную причину широкой распространенности пьянства видели в высокой доступности спиртных напитков и передаваемой из поколения в поколение традиции выпивать по поводу и без. Однако, ряд социологических исследований доказывает комплексность причин пьянства и алкоголизации в стране. Можно выделить следующие группы факторов:

  • · экономические (высокая прибыльность производства спиртных напитков, доступность алкоголя, неблагоприятная структура реализции и потребления алкогольной продукции с преобладанием в ней крепких напитков);
  • · социально-экономические (плохие жизненные условия, воспитание и культурное развитие, социальное неравенство и т.п.);
  • · социально-культурные (питейные традиции, обычаи);
  • · психофизиологические (слабая нервная система, наследственность).

Таким образом, ограничение антиалкогольной политики административно-правовыми мерами и игнорирование важных факторов, определяющих алкогольную ситуацию в стране, и их взаимосвязей не позволяет достигнуть и, главное, закрепить положительные результаты в борьбе с проблемой.

К сожалению, проблема алкоголизации населения и по сей день остро стоит в нашей стране. Как указывалось выше, в течение последних двух десятилетий в России происходили серьезные изменения во всех сферах жизни, а любые преобразования, отрицательно сказывающиеся на уровне жизни большинства населения, влекут за собой рост потребления алкоголя, в котором отчаявшиеся ищут способ забыть о проблемах. Поэтому, сегодня как никогда актуален вопрос антиалкогольной политики.

В последние годы антиалкогольная политика является одним из приоритетных направлений государственной деятельности. В 2011 Государственной Думой были приняты серьезные поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым пиво и напитки на его основе крепостью более 0,5% признаются алкогольной продукцией, на которую распространяется запрет ночных продаж (с 24 до 8 часов по всей России, регионы могут по своему усмотрению увеличивать временной период запрета). С 1 января 2013 года введен запрет на торговлю алкоголем в нестационарных торговых точках (ларьках, киосках, АЗС). Недолгое время действия данных мер не позволяет оценить их эффективность, однако, очевидным является снижение объёмов продаж алкоголя. Это отрицательно сказывается на алкогольном бизнесе, в частности некоторые ритейлеры отказываются от ставшей нерентабельной ночной работы, но подобная жертва может быть со временем оправдана.

Для предотвращения незаконных продаж в крупных магазинах вводятся автоматические программные блокировки, не позволяющие ночью пробить чек на алкоголь. Законодательно запрещена торговля спиртным через интернет. Оставшееся «поле для деятельности» - небольшие магазины под руководством индивидуальных предпринимателей. Штраф за ночной сбыт алкогольной продукции для ИП составляет 3000 рублей, что несоизмеримо с прибылью, которую они могут получить таким незаконным путем. Недавно депутатами Государственной Думы была выдвинута инициатива по значительному увеличению штрафа для ИП, что было с одобрением воспринято участниками рынка, учитывая потери их добросовестных представителей.

Что касается ценовой политики, то в 2010 году была установлена минимальная цена за бутылку водки объёмом 0,5 литра - 89 рублей. Увеличение акциза с 1 января 2013 года повлекло очередное повышение цены: с начала этого года минимальная розничная цена на пол-литровую бутылку водки составляет 170 рублей. И наконец, с 11 марта этого года вступил в силу Приказ Росалкогольрегулирования от 28 января 2014 г. № 9 о новых ценах, не ниже которых должна осуществляться закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28% (водка, коньяк, бренди).

Так, цена, по которой сегодня можно приобрести у организации-производителя ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью от 28 до 29%, составляет 112 руб. за бутылку объемом 0,5 л. Аналогичная стоимость водки крепостью от 39 до 40% возросла со 132 руб. до 154 руб.

При этом, если алкогольная продукция крепостью от 28 до 29% приобретается у иной организации, цена за 0,5 л не должна быть меньше 117 руб. (раньше - 100 руб.). Минимальная цена на водку крепостью от 39 до 40% в данном случае составляет теперь 162 руб. (вместо прежней цены в 138 руб.). Кроме того, со 123 руб. до 144 руб. за 0,5 л выросла минимальная розничная цена на алкоголь крепостью от 28 до 29%, со 170 руб. до 199 руб. - на водку крепостью от 39 до 40%.

Отметим, что в этом году минимальные цены на водку и ликероводочную продукцию будут повышаться два раза. Указанные выше цены будут действовать до 1 августа текущего года, после чего минимальные цены за 0,5 л алкогольной продукции крепостью от 28 до 29% составят:

  • · 124 руб., если алкоголь приобретается у производителя;
  • · 130 руб., если он приобретается у иной организации;
  • · 160 руб. при розничной продаже.

Для водки крепостью от 39 до 40% будут действовать цены в 171 руб., 179 руб. и 220 руб. соответственно.

Кроме того, повышены цены на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного и вискового дистиллятов. К примеру, минимальная розничная цена такой продукции теперь составляет 293 руб. за 0,5 л. Минимальная розничная цена такого же объема коньяка - 322 руб. Цены на коньяк и бренди повышаются в этом году один раз - с 11 марта.

Без внимания не остаются и водители. Сейчас в нашей стране действует абсолютный ноль на содержание алкоголя в крови. Что касается наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде, то водитель лишается прав на срок от полутора до двух лет. В конце мая 2013 года Правительство поддержало законопроект об ужесточении наказания пьяных водителей, который предполагает «добавить» к действующей санкции штраф в размере 50 тысяч рублей. Тюремный срок от 2 до 7 лет ждёт автомобилиста, чьё вождение в нетрезвом виде стало причиной гибели человека.

Российское законодательство ограничивает и рекламу, ставшую в последнюю пару десятилетий значимой частью рынка любой продукции. 23 июля 2012 года в России вступил в силу законодательный запрет на рекламу алкоголя в Интернете, на телевидении, радио, наружных конструкциях, общественном транспорте, на первой и последней полосах печатных СМИ. С 1 января 2013 года реклама алкоголя в печатных СМИ запрещена полностью. Как бы то ни было, рекламодатели активно используют возможность рекламировать алкогольную продукцию в местах продаж и на спортивных мероприятиях, проводимых за пределами нашей страны, но транслируемых по российским телеканалам.

Активно и нарушаются запреты на использование образов детей в рекламе алкоголя. Так, Управление ФАС по Ленинградской области в мае 2013 года оштрафовало торговую сеть «Ашан» на 150 тысяч рублей за рекламу алкоголя с использованием образа школьницы. В торговом зале одного из магазинов сети на стеллажах с алкоголем была вывешена реклама со слоганами «1+1=3, Платите за два, третий в подарок», «1=2, Платите за один -- второй в подарок» с образом школьницы, пишущей на школьной доске. Реклама не содержала предупреждений о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Данный случай является доказательством лояльности закона к подобным нарушителям, незначительности штрафов для юридических лиц в сравнении с их «алкогольными» доходами.

В последние годы проблема пьянства в России стала особенно актуальна для подростков. Пик приобщения к алкоголю сместился, по данным Института социологии РАН, в возрастную группу 14-15-летних. Психологи объясняют это отсутствием иных альтернатив для самоутверждения в приходящийся на этот возраст период группирования со сверстниками. С 2000 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла на 65 % и приравнялась к 21 случаю на 100 тысяч человек.

В январе 2013 года аспирантка факультета экономики НИУ-ВШЭ Марина Пономарёва представила результаты исследования, проведенного на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, о том, как 16-23-летние россияне принимают решение, употреблять ли им, и в каком объёме, алкоголь. В частности, она сообщила, что пик потребления алкоголя в этом возрастном промежутке приходится на 19 лет, и предложила поднять возрастной ценз для покупки алкоголя до 20-летнего возраста.

Доктор медицинских наук, эксперт по проблемам алкоголизма Александр Немцов согласен, что возраст для разрешения самостоятельной покупки алкоголя может быть поднят до 21 года, хотя, на его взгляд, это было бы незаконным, ведь дееспособность юридически наступает в 18 лет. С запретом продажи алкоголя до 21 года согласен также главный нарколог Министерства здравоохранения России Евгений Брюн. Необходимо учитывать, что данная мера является опасной, так как может вызвать волну негодования среди молодежи, подстегнуть их к нарушению закона и злоупотреблению спиртным «на зло» власти.

Современная государственная политика должна включать меры, реализуемые с помощью интернет-технологий, которые заняли прочное место в нашей жизни. Так, с 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития в рамках проекта «Здоровая Россия» запустил информационный интернет-проект «Независимость», разъясняя, что такое зависимости, как не допустить развития алкоголизма у детей, куда обратиться в случае возникновения проблем.

Несомненно, важным является отношение общества к антиалкогольной политике. По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2009 году большинство россиян (65% опрошенных респондентов) поддержали бы новую антиалкогольную кампанию. Против таких мер высказались четверть опрошенных (25%). Самыми популярными мерами в борьбе с алкоголизмом россияне признали запрет на продажу алкоголя молодёжи до 21 года (63% опрошенных), запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганду здорового, трезвого образа жизни (47%).

Сравнивая ситуацию 2005 года со временами антиалкогольной кампании времён Михаила Горбачёва, 61% россиян выразили убеждение в том, что люди стали пить больше, и лишь 4% придерживались обратного мнения. При этом 58% респондентов оценили ту кампанию позитивно, а 37% назвали её ошибкой. Однако в 2009 году доля россиян, признающих необходимость и эффективность антиалкогольной кампании времён перестройки, снизилась вдвое -- с 15% до 8%.

В начале 2013 года ВЦИОМ опросил россиян по проблеме пьяных водителей. Большинство респондентов, как водители, так и пешеходы, сочли проблему нетрезвого вождения важной. «Нулевое промилле» как меру профилактики россияне назвали целесообразной (64%), но, правда, бессмысленной (62%). Идею возврата разрешённых 0,2-0,3 промилле алкоголя для водителя поддержало меньшинство россиян (39%). По мнению респондентов, с нетрезвыми водителями нужно бороться также длительным лишением водительских прав (58%), искоренением дорожных привилегий (46%) и алкозамкамми (40%).

Средняя продолжительность жизни россиян в 2012 году составила 66,5 лет. Американская газета The Washington Post, отметив как одну из основных цель антиалкогольной программы Правительства России повысить к 2018 году среднюю продолжительность жизни до 74 лет, указала на недостаточность одних только запретительных мер: важно «помочь людям осознать важность здорового образа жизни и изменить своё поведение», а также улучшать экономическую ситуацию, повышать заработную плату и модернизировать систему здравоохранения.

Наша страна использует большое количество инструментов в борьбе со злоупотреблением алкоголем, однако, необходимо не только использовать эти инструменты, но и оценивать их эффективность и результативность, чего не хватает современной политике. При разработке антиалкогольной политики важно принимать во внимание быстро развивающееся современное общество, искать новые методы противостояния пагубной привычке. Самым главным является комплексность мер и дополнение антиалкогольной политики мерами экономического и социально-культурного характера. Пьянство вызывается и поддерживается множеством различных причин, а потому и борьба с чрезмерным потреблением алкоголя должна вестись одновременно различными способами в различных сферах жизни.

Таким образом, начало третьего тысячелетия отмечено повышением активности как европейской, так и российской антиалкогольной политики. Осознание масштаба бедствия стимулирует общественные институты к созданию новых эффективных мер борьбы с вредной привычкой.

Что не менее важно, в ЕС создана база данных, аккумулирующая информацию, касающуюся потребления алкоголя, которая может быть использована в рамках разработки и реализации антиалкогольной политики. Комплексность и взаимосвязанность мер и коммуникативность антиалкогольной политики - фундамент будущего успеха в борьбе со злоупотреблением алкоголем в обществе.