2 лицо множественное. Как определить лицо глагола правильно

Морфологическая категория лица - важнейшая в системе русского глагола. Личные формы помогают определить, кто действует: сам говорящий (субъект коммуникации), - гуляю, мою ; говорящий совместно с другими: гуляем, моем ; собеседник (адресат коммуникации) - гуляешь, моешь ; собеседник вместе с другими: гуляете, моете ; не участвующий в диалоге (объект коммуникации) - гуляет, моет, гуляют, моют . Лицо - один из самых непостоянных признаков. Поэтому перед учеником часто встаёт вопрос о том, как определить

Неторопливый анализ

Глагол имеет три лица: 1. гуляю 2. гуляешь 3. гуляет; 1. молчу 2. молчишь 3. молчит.

Они различаются не только между собой, но и во множественном числе: (читаем, читаете, читают; строим, строите, строят ). не является соотносительным по значению единственному числу: пишу - действует говорящий, пишем - к говорящему присоединился кто-то ещё. Пока не совсем ясно, как определить лицо глагола? А мы и не торопимся. Пока что как следует запоминайте три Вспомните все местоимения по лицам: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, (она, оно) они. Поучитесь находить подходящее по смыслу к тому или иному глаголу. Например: глагол летят . Остальное на ваш вкус: если вам не нравится "я летят" или "оно летят" , поищите ещё!

Другие значения

Личные формы глагола, кроме указанных выше, могут иметь и другие значения. Например, форма 1 лица множественного числа может становиться "авторским мы", то есть подразумевать 1 лицо единственного числа: Мы уже коснулись определения времени глагола, теперь приступим к разбору действующих лиц. Хотя тут явно звучит другое: Я всё ещё пытаюсь вам объяснить... Форма 1 лица множественного числа в эмоционально окрашенной речи иногда используется в значении 2 лица единственного числа: Ах, какие мы стали большие! (в обращении к единственному присутствующему ребёнку). Глаголы 2 лица единственного числа выступают в значении 1 лица единственного числа при обобщениях: Тебя не поймёшь , семь пятниц на неделе. Всем обязательно приходится пользоваться заменой во 2 лице единственного числа множественным - в знак уважения: Вы прекрасно играете на скрипке! Также личные глаголы могут становиться неопределённо-личными или обобщённо-личными - при неизвестном действующем лице или если действие относится ко всем сразу и ни к кому конкретно: Снявши голову, по волосам не плачут (обобщённо-личное); По телевизору футбол передают (неопределённо-личное).

Определяем лицо глагола

Приступаем к самому главному - как определить лицо глагола. Первым делом нужно задать глаголу подходящий по смыслу вопрос.

1 лицо : что делаю ? и что делаем ? (местоимения я , мы ) гуляю, гуляем .

2 лицо : что делаешь? и что делаете? (местоимения ты, вы ) гуляешь, гуляете .

3 лицо : что делают? и что делаете? (местоимения он/она/оно, они ) гуляет, гуляют .

Таблица глаголов поможет ещё быстрее запомнить, как определить лицо глагола. Нарисуйте её и упражняйтесь, подписывайте карандашом придуманные примеры глаголов, стирайте, и начинайте заново.

О богатстве русского языка

Глаголов у нас так много, что время от времени будут попадаться неподходящие для этой таблицы. Что же такое, как определить лицо глагола некондиционного? Это дело времени. В прямом смысле - времени. Определите его! И увидите, что глаголы, находящиеся в прошедшем, а также неопределённой формы не имеют лица! Вот инфинитив (неопределённая форма): глагол лечиться . Мне (я) пора лечиться. Но точно так же, неизменно, пора лечиться и тебе (ты) , и им (они), и так далее. В та же самая история происходит. Достаточно подставлять правильные местоимения и задавать соответствующие вопросы, глаголы определятся немедленно и в дальнейшей жизни будут послушными!

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями - он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Технологическая карта урока

Предмет : русский язык УМК : ПНШ

Тип урока: урок закрепления знаний.

Учитель начальных классов: Павлова Лидия Петровна Класс : 4

Тема

«Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов»

Цель

учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

Формируемые УУД

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, проводить сравнение и классификацию, строить устный ответ в соответствии с заданным вопросом, осуществляет анализ объекта, формулирует общий вывод на основе сравнения объектов, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, соотносить выполненное задание с образцом, принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценку товарищей.

Коммуникативные : использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, принимает другое мнение и позицию, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные : проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», проявлять интерес к учебному материалу, участвовать в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат

Предметные: выделять глагольный суффикс, суффикс

повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ( Регулятивные УУД ) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

I .Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они пришли посмотреть, чему мы научились за 4 года.

Чтобы урок получился успешным, что нам для этого нужно?

Быть активными, не бояться высказывать своё мнение, быть внимательными, не отвлекаться.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний

3.Повторение знаний о глаголе

Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Корень учения горек, а плод сладок.

Как понимаете пословицу?

А можно ли эти слова отнести к нашему уроку?

А вы хотите чтобы в конце урока вам стало сладко? Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Минутка чистописания

Откройте тетради и подпишите число и классная работа.

Ггг Ааа Ооо Ллл

Почему я взяла эти буквы в минутку чистописания?

–Суш…т, замеча…шь, ла…т, слыш…т, сверл…шь

– Что объединяет эти слова?

Объясните орфограммы, назовите спряжение, запишите правильно и красиво.

1.Глагол – это:

часть слова;

часть речи.

2.Глагол обозначает:

признак предмета;

действие предмета.

3.Глагол имеет:

Спряжение, род, число, лицо

Склонение, падеж

4.Спряжением глагола называется изменение глагола:
а) по лицам и числам.
б) по падежам;

5.Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
а) относятся к 1 спряжению;
б) относятся ко 2 спряжению.

6.Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
а) относятся ко 2 спряжению;
б) относятся к 1 спряжению.

7.В предложение глагол является:

подлежащим;

сказуемым.

Подведём итог. Расскажите о глаголе используя ответы теста.

Работа в парах. (Карточка№1)

Глаголы 1 спряжения поставь во 2-е лицо ед.,ч., а глаголы 2 спряжения – во 2-е лицо мн.ч.

Копать, тонуть, гулять, править, пилить, клеить, синеть, злить, терять.

Назовите личные окончания.

Карточка № 2 .

Вставь пропущенные буквы

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Коля кол…т. Поля пол…т.

Паша паш…т. Варя вар…т.

Света свет…т. Соня дремл…т.

Тоня тон…т. Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

Определи спряжение, лицо и число глаголов. Назови личные окончания.

Учиться сложно, но когда всё узнал, то стало легко и понятно и на душе сладко

Отвечают на вопросы

Подписывают «Число. Классная работа»

Прописывают буквы.

Это глаголы с орфограммой безударные личные окончания глаголов.

Объясняют орфограммы и записывают слова

Выполняют тест, меняются тестами и проверяют:

2-3 ош.- «3»

Работа в парах

Проверяют

(Оценивают свою работу)

Рассказывают о глаголе.

Работа в парах

(Проверка)

(Оценивают свою работу)

Познавательные УУД: актуализация знаний детей

Регулятивные УУД - контроль, оценка, коррекция

Познавательные УУД- общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные УУД - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

3.Создание проблемной ситуации

1. Игра «Добавь недостающие части глаголов»

Берег… книгу! Не бери… её грязными руками

И не клади… её на грязный стол.

Не перегибай… книгу и

Не загибай… у неё листов.

Если вы возьм… книгу в библиотеке,

То не забудь… её вернуть в срок..

Что объединяет эти глаголы? Найдите «лишнее» слово

Читают и добавляют части слов

Отвечают на вопрос. Находят лишнее слово

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

4. Постановка учебной задачи

Кто мне может сформулировать тему урока?

Где мы сможем получить более подробную информацию по этой теме?

Прочитайте тему урока ещё раз.

Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся отвечают на вопрос и ищут необходимую информацию в учебнике.

Читают тему и ставят цель.

Оценивают себя по шкале.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник.

5. Закрепление изученного материала.

6.Физкультминутка

Работа по учебнику стр120 упр. 127

Посмотрите условное обозначение, в какой форме будем работать?

– Чтение и выполнение первой части задания.

Что значит формулируйте вопрос или команду?

Где мы сможем посмотреть подсказку?

(рассмотрим плакат Летучей Мыши).

– Запись столбиком нач форм выделенных глаголов с выделение глагольного суффикса.

– У вас получилось три слова или шесть? Маша считает, что суффикс у всех глаголов один и тот же. (Это суффикс Я, значит это глаголы 1 спряжения.)

– Ты тоже так думаешь?

– Запишите рядом повелительную форму и форму 2 лица мн. ч.

– Выделите сначала глагольный суффикс, а затем суффикс глаголов в повелительной форме.

– Чем отличаются окончания повел формы мн. числа и формы 2 лица мн. числа?

Сделайте вывод.

Встаньте прямо

Наклонитесь влево, вправо и вперёд

И ещё раз повторите влево, вправо и вперёд.

А теперь присядьте, встаньте

И попрыгаем разок.

Встаньте ровно. Сядьте тихо.

Посмотрите друг на друга- улыбнитесь.

Продолжайте наш урок.

Какую форму глагола я использовала в физкультминутке?

Работают по цепочке

Выполняют упр.127

Чтение плаката Летучей Мыши.

Терять – не теряйте – теряете.

Охранять – охраняйте – охраняете.

Гулять – гуляйте – не гуляете.

Вывод: повелительная форма и форма 2 л. мн. числа отличаются по составу: в повелительной форме множественного числа окончание – те, в форме 2 л. мн. ч. – ете.

Выполняют движения

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Познавательные УУД: ориентироваться в материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации.

7.Продолжение работы по учебнику

Упр. 128 (определить особенности состава повелительной формы множественного числа и формы 2 л множественного числа).

– Разный ли у них состав?

Работа по стр.122.

– Что там показано на плакате Летучей Мыши?

– Это образец чего?

– Ответим на вопросы ниже.

Рассматривание плаката Летучей Мыши.

Сделайте вывод.

– Читают предложения парами.

– Отвечают на вопросы Учебник 3 стр 121.

– Выписывают глаголы парами с постановкой ударения.

– Разбирают по составу.

Рассматривание плаката Летучей Мыши, стр.122

Показано образование повел формы ед. ч. глагола УХОДИТЬ.

Вывод: в словах УХОДИТЬ, ПОДАРИТЬ, ОБЪЯВИТЬ суффиксы начальной формы и суффиксы повелительной формы – сходны внешне, но означают разное, то есть являются суффиксами – омонимами.

Регулятивные УУД: применять освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

8.Самостоятельная работа с проверкой

Упр 129- по заданию.

Объясняют, как научились различать глаголы повелительной формы мн.ч и 2 лица мн. ч.

Личностные УУД - самоопределение

Регулятивные УУД:уметь выполнять работу по предложенному плану

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

9.Итог урока

– С какими глаголами работали на уроке? Как можно отличить глагол повелительной формы от глагола в форме 2 лица множественного числа.

Учащиеся подводят итог уроку.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний,

Оцените свою работу на уроке. Выберите сладок или нет плод твоего учения. Если всё понял- если затрудняешься - ничего не понял-

Учащиеся выполняют итоговую рефлексию

Регулятивные : фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

11. Домашнее задание

Упр.130 + П.т.

Записывают домашнее задание.

В русском языке обладают массой грамматических категорий. К ним относятся категория лица, категория времени и наклонения у глаголов, категория рода и т. д. Изучение категорий и их грамматических выражений в совокупности дает объективные знания о морфологии языка.

Категория лица в русском языке

Существует 3 лица в русском языке - первое, второе и третье. Его формы выражают отношение действия к говорящему. Чтобы правильно определить 1-е, 2-е, 3 лицо в русском языке, необходимо знать основные местоимения, которые выражают его семантику. Обратимся к таблице.

Итак, мы имеем 3 лица в русском языке. Таблица, приведенная выше, показывает, на какие местоимения стоит ориентироваться при определении лица.

1-е лицо показывает отношение к действию самого говорящего или говорящих. Говорящие являются участниками действия или разговора.

Форма 2-го лица выражает отношение действия к собеседнику или собеседникам. Они также являются участниками разговора.

Формы 3-го лица имеют двойственную природу. Они могут выражать, во-первых, отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре. При этом они являются косвенными участниками действия. Во-вторых, формы 3-го лица в русском языке выражают отношение действия к предмету или чему-нибудь неодушевленному.

Не у всех местоимений можно определить лицо. Как известно, местоимения делятся на несколько разрядов: личные, возвратное (оно одно - себя), притяжательные, вопросительно-относительные, отрицательные, указательные и определительные. Категорией лица обладают только личные местоимения, и все они перечислены в приведенной выше таблице. Следует запомнить, что для личных местоимений категория лица - одна из главнейших, и самое главное, неизменяемых категорий.

Категория лица у глаголов

Ярко выраженную категорию лица в русском языке имеют глаголы. Многим иностранцам, изучающим русский язык, сложно перестроиться, ведь при изменении лиц у глаголов автоматически меняются окончания. Стоит также отметить, что не все формы глаголов имеют лица в русском языке. Так, например, в формах прошедшего времени лицо определить невозможно. Для примера возьмем глагол "читал". Попробуем определить его лицо: "Я" читал, "ты" читал, "он" читал. Отчетливо видно, что при изменении лиц сам глагол не меняется. Его лицо можно определить только в контексте. Сравним: "Я читал книгу." - "Павел читал книгу."

Тот же феномен наблюдается и у форм множественного числа: "мы" читали, "вы" читали, "они" читали. Аналогично лицо может быть только контекстуальным.

Интересный феномен наблюдается у форм настоящего времени. В 3 лице у глаголов будущего времени стирается категория рода. Сравним: "Она пишет картину" и "Он пишет картину". Если взять глагол "пишет" без контекста, то становится непонятным, лицо мужского или женского пола выполняет данное действие.

1-е лицо у глаголов

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы, поэтому при написании глаголов 1-го лица люди делают меньшее количество орфографических ошибок.

2-е лицо у глаголов

2 лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. Как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Так, глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3-е лицо у глаголов

Как уже говорилось выше, 3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 3-го лица имеют свою парадигму окончаний. У глаголов 1-го спряжения это окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения - окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе - он, она, оно звонит, они звонят.

Если знать флексии, которые определяют лица в русском языке у глаголов, то с образованием новых форм не будет проблем. Стоит также отметить, что знание категории лица помогает при написании слов. Окончания глаголов - это одна из самых сложных орфограмм в школьной программе. Знание лиц поможет сориентироваться в выборе окончания.

Заключение

Тема: Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов.

Цель: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

способствовать воспитанию вежливости и трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование :

    компьютер, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка I I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”) рабочие тетради.

Ход урока

    Организационный момент.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сейчас начало весны. Еще холодно. Вы любите тепло? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.

Тихо по небу плывёт

И тепло нам отдаёт. (солнце)

Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?

Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.

Светит, смотрит, сверкает.

Правильно, сейчас вы запишите загадку и слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.

Что можно сказать о данных словах? (глаголы)

И тема нашего урока?

- «Глагол. Повторение о глаголе»

Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?

- Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним, что знаем об этой части речи.

Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами?

Глагол – настоящий богатырь среди частей речи. Не зря его еще называют Дедушкой Глаголом.

2. Тесты

Глагол – это:

а) часть слова;

б)часть речи.

Глагол обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета.

Глагол имеет:

а) лицо, время, спряжение;

б) склонение, падеж.

В предложение глагол является:

а) подлежащим;

сказуемым.

Суффикс – это:

а) часть слова;

б) часть речи.

Суффиксы пишутся:

а) после корня;

б) перед корнем.

Суффиксы нужны:

а) для образования новых слов;

б) для указания на форму слова.

– Давайте, прочитаем какой рассказ о глаголе и суффиксе, который получился у вас. (Слушаем учащихся.)

3. Формирование знаний, умений и навыков.

1)Работа в паре . В начале урока мы записали глаголы. Эти глаголы запишите в начальной форме столбиком. Рядом с каждым глаголом запиши сначала повелительную форму глагола множественного числа, а потом форму 2-го лица множественного числа. Поставьте в них ударение. Выделите суффиксы.

Светить светите светите

Смотреть смотрите смотрите

Сверкать сверкаете сверкайте

Как можно назвать суффиксы 3-ей группы.

2)Работа в группе. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы 2-го лица мн. ч. от повелительной формы?

Посмотрите на пары глаголов:

положите положите

проявите проявите

склоните склоните

подарите подарите

Что вы про них скажите?

Запишите глаголы в 2 столбика и разберите по составу так, чтобы:

В 1 столбике были глаголы 2 лица мн. Ч.

Во 2 столбике – глаголы повелительной формы.

Поставьте правильно ударение.

3)Самостоятельная работа Работа в п. т. С. 68-69, упр. 63.

Вставьте самостоятельно орфограммы, приготовьтесь выборочно объяснить их:

Согл…шайтесь, застав…т, запомн…те, съеда…т, нрав…ся, пойма…т, с…кунду, скаж…т, смож…те, выл…зти, из тарелк…, п…бежит, крикн…те, люд…ед.

Выполните остальные задания.

Какие глаголы 2-го лица мн. ч. вы нашли?

Глаголы повелительной формы?

Назовите спряжение выделенных глаголов?

Личные местоимения – лицо, число.

4) Игра «Найди пару».

1.Пропусти мимо ушей а) не рассказывай

2. Прикуси язык б) не слушай

3. Держи язык за зубами в) успокойся

4. Возьми себя в руки г)замолчи

Выпишите глаголы в повелительной форме, поставьте на них ударение и разберите по составу.

4.Физминутка.

5.Самостоятельно выполните упражнение.

Спишите, расставьте знаки препинания, глаголы разберите по составу

1. Ребята, слушайте внимательно объяснение учителя.

2. Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, нам о себе.

6.Итог урока:

Чем отличается повелительная форма глагола от формы 2 лица мн. ч.?

Какие знаки препинания можно брать в помощь для определения этих форм?

Какие суффиксы образуют повелительную форму глагола?

7.Рефлексия.

- А сейчас каждому из вас для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке надо выбрать карандаши определенного цвета.

Урок полезен, всё понятно - зеленый цвет.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно – жёлтый цвет.

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё-таки учиться – красный цвет.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание:

    На «4»- написать 5 глаголов в форме 2 л. мн.ч. потом в повелительной форме, разобрать их по составу.

    На «5» - написать 5 глаголов в форме 2 л. мн.ч. потом в повелительной форме, разобрать их по составу, с любым глаголом составить предложение.

Спасибо, ребята, за урок. Урок окончен.