Что такое проектный менеджмент.

Условия XXI века, в которых сегодня приходится вести дела и решать всевозможные задачи, крайне изменчивы, и чтобы им соответствовать приходится все время находить новые способы и пути решения задач и проблем. И к наиболее популярным и эффективным инструментам относится проектный подход. Это и обуславливает актуальность проектного управления в наши дни. В своей деятельности управление проектами применяют компании, занятые в сферах малого, среднего и крупного бизнеса, федеральные организации и даже инвестиционные корпорации, органы власти и государственные предприятия. Так почему же проектный менеджмент так востребован?

Что такое проект и управление проектами

Проектом называется ограниченное по времени предприятие (имеется в виду мероприятие), целью которого является создание уникального продукта, товара или услуги или получение принципиально новых результатов.

Исходя из этого определения, под управлением проектами (Project Management) следует понимать приложение знаний, усилий, опыта, инструментов и методов к проектным работам для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

И в процессе существования любой организации, а также в процессе осуществления любой серьезной задумки рано или поздно наступит момент, когда придется принимать решение: использовать в своей деятельности профессиональное управление проектами или продолжать работать в прежнем режиме.

Зачем нужно управление проектами

Как и следует полагать, организации и компании всегда имеют стратегию и стратегические цели, и в рамках применяемой стратегии обычно выполняются те или иные проекты. Проект-менеджмент - это в первую очередь инструмент, позволяющий достигать стратегических целей. Проще говоря, эффективное проектное управление позволяет не просто грамотно управлять проектами, но и получать целый комплекс средств достижения стратегических целей, а также обеспечивает выделение ресурсов (временных, трудовых, финансовых и т.д.) лишь на те задачи, решение которых будет продвигать организацию на пути к решению главных задач.

Когда имеется какой-то единый принцип отбора проектов, то и применение корпоративных систем управления проектами (КСУП) делает возможным получение единой картины выполнения портфеля проектов, позволяет контролировать бюджет, сроки выполнения, расход ресурсов и общий прогресс проекта. Использование систем управления проектами, помимо прочего, предоставляет организации прозрачность и возможности для оценки разного рода затрат (финансовых, человеческих, временных и т.д.) в ракурсе проектной работы.

Представленный контроль и эта самая прозрачность в процессе проектного управления позволяют находить причины отклонений и перерасходов, тем самым оптимизируя ресурсы и сокращая их объемы, а значит, и позволяют снижать всевозможные затраты. Кроме того, систематизированные и структурированные методы управления проектами многократно повышают потенциал и конкурентоспособность компаний, помогая им достигать успеха и закрепляться в выбранных нишах.

Однако не следует забывать и о том, что подходы к управлению проектами, да и сам проект-менеджмент как таковой, - это всего лишь стандарты и своды знаний, если работой не управляет грамотный и опытный специалист, обладающий необходимыми компетенциями. Без руководителя ни один проект не будет иметь шансов на жизнь.

Кто такой руководитель проекта

Как мы и заметили, успех любого проекта, не важно, что это - создание инновационного продукта, разработка веб-сайта или запуск новой рекламной кампании - всегда будет зависеть от занимающейся реализацией этого проекта команды. Но вот какой именно будет эта команда, насколько слаженно и продуктивно она будет работать, каким образом в ней будет распределена ответственность и т.д. - все это самым прямым образом зависит от проект-менеджера (руководителя проекта).

Но нередко понимание должности проектного менеджера настолько размыто, что совершенно непонятно, чем занимается этот человек, какие функции выполняет, за что отвечает и т.д. Давайте разберемся, кто такой PM (Project Manager).

Если заглянуть в Свод знаний по управлению проектами (PMBoK), можно увидеть, что руководителем проекта называют человека, назначенного исполняющей организацией на должность руководителя команды и отвечающего за достижение поставленных перед проектом целей. И это определение, пожалуй, наиболее верное, т.к. задача проект-менеджера - построить процесс работы над проектом, используя в рамках бюджета ресурсы и руководствуясь установленными сроками и оговоренными требованиями к качеству результата.

К компетенциям руководителя проекта относят:

  • Знания, т.е. то, что проект-менеджер знает о проект-менеджменте
  • Исполнение, т.е. то, что проект-менеджер в состоянии сделать и чего достичь, используя свои знания
  • Личностные качества, т.е. поведение проект-менеджера в процессе реализации проекта и связанной с ним работы

Каким бы ни был проект, его руководитель всегда будет взаимодействовать с руководством, заказчиком, командой и самим проектом. И чтобы его деятельность была эффективной, он должен не только обладать вышеназванными компетенциями, но еще и уметь управлять проектами, применяя для этого свои личные качества и вспомогательные инструменты.

Как научиться управлять проектами

Итак, чтобы проект-менеджер был действительно эффективным и дал положительные результаты, руководитель должен быть в состоянии:

1 Собрать для осуществления задумки правильных людей и создать из них команду, члены которой будут разделять общие идеи, ценности и цели, нести ответственность за свои решения и поступки. Этот навык можно назвать основополагающим.
2 , т.к. во время реализации проектов их насчитывается огромное количество. Сюда же можно отнести и . Без этих навыков реализация проекта будет сопряжена с массой проблем, как внутренних, так и внешних.
3 Повести за собой людей, т.е. быть лидером. Учитывая то, что не каждый от рождения обладает способностью к лидерству, лидерские навыки нужно развивать и культивировать. Для этого существует немало специальных тренингов и курсов.
4 Применять различные методы управления проектами, причем речь здесь идет именно о практическом навыке их применения. Но для начала о них следует узнать, и с самыми популярными из них вы познакомим вас в этом курсе.
5 Внедрять в деятельность и использовать разнообразные программные продукты - системы управления проектами. О нескольких десятках таковых вы также узнаете, пройдя наш курс.

Безусловно, проект-менеджмент - это сложная работа с невероятным количеством тонкостей и подводных камней, о которых, не имея опыта, просто не узнаешь. Но не нужно думать, что научиться этому невозможно. На самом деле, как вы и сами знаете, возможно практически все в этом мире, а уж управлять проектами - и подавно. Именно для этого мы и разработали предлагаемый вам курс. Он, естественно, не заменит высшего профильного образования и мастер-классов у специалистов с мировым именем, но вполне может стать отправной точкой и послужить базой, на которую впоследствии ляжет другая информация.

Наш курс по управлению проектами представлен двумя главными составляющими: теоретической и практической. Теоретическая часть состоит из информации, которую вам потребуется прочесть и осмыслить. Что касается практической части, то она включает в себя рекомендации, советы, техники, методы и системы управления проектами, которые можно и нужно использовать в работе.

Акцент в курсе сделан на управление проектами, однако мы включили в него несколько блоков на тему командообразования и планирования, т.к. все это в рамках проект-менеджмента тесно переплетается друг с другом. Информации из курса будет вполне достаточно, но мы все-таки советуем вам ознакомиться с дополнительными материалами, которые пригодятся вам в дальнейшей практике. Обратите внимание на следующие материалы:

И еще один нюанс, на который мы хотели бы указать: одно из наиболее важных правил освоения любого навыка - это перенос теоретических знаний в практическую плоскость. О том, как проходить занятия, мы еще поговорим, а пока скажем, что все, что вы узнаете из курса, нужно сразу же начинать применять.

Советы, рекомендации, методики, системы проектного управления - все это должно быть взято вами на вооружение и использовано в работе, пусть даже вы пока не взялись за серьезный проект. Чем раньше вы начнете совершать правильные действия, тем быстрее у вас появится опыт и сноровка, которые так нужны для достижения успеха.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

А теперь предлагаем вам познакомиться с кратким содержанием каждого из пяти уроков курса «Управление проектами».

Уроки управления проектами

При составлении курса мы изучили достаточно много информации по проект-менеджменту. Включать в состав курса все, что хотелось, мы не стали по причине огромного объема темы. Поэтому, оставив наиболее значимые по нашему мнению темы, мы сосредоточились на них и постарались раскрыть основные их аспекты, немного переработав материал и адаптировав его (насколько это было возможно) для более легкого восприятия и понимания.

Курс включает в себя пять уроков, посвященных отдельным разделам проект-менеджмента, и содержит теоретические сведения и практические указания. Пошаговое изучение уроков позволит вам сформировать четкое и объективное представление о проектном управлении, функциях проект-менеджера и задачах, выполнением которых должна заниматься команда проекта. В дополнение к урокам мы сделали краткие обзоры популярных тематических книг.

Проектная деятельность невозможна без предварительного планирования. Планирование же представляет собой постановку целей и определение способов их достижения. Все это направлено на решение поставленных перед проектом задач.

Из первого урока вы узнаете о том, что такое планирование проекта, об основных и вспомогательных процессах планирования, познакомитесь с принципами планирования, структурой разбиения работ, матрицей ответственности и статьями затрат. Также мы расскажем о сетевом планировании, планировании по временным параметрам и организации работ по проектному планированию.

Как реализация проекта невозможна без грамотного руководителя, так она невозможна и без команды специалистов. И важно здесь не только наличие у членов команды необходимых компетенций, но и создание в коллективе продуктивной атмосферы и положительного микроклимата. Об этих и других не менее важных вещах рассказывается во втором уроке.

Мы подробно рассмотрим состав команды и участников проекта, поговорим о проект-менеджере и его обязанностях и функциях, а также требованиях к нему. Но основной материал посвящен вопросам командной работы, а именно: признакам команды и подходам к ее формированию, жизненному циклу команды и отбору ее участников, планированию и организации командной работы, развитию команды и урегулированию конфликтов.

Проектная деятельность любого масштаба всегда связана с определенными рисками, и чем крупнее проект, тем больше и масштаб потенциальных угроз для него. И здесь крайне важно не просто оценивать риски, но и уметь разрабатывать пути реагирования на изменения в ходе проекта, способные минимизировать степень рискованности.

В третьем уроке вы познакомитесь с понятием проектных рисков и неопределенности, концепцией и планированием риск-менеджмента, идентификацией, анализом и оценкой проектных рисков, планированием реагирования на риски. В конце урока приводятся 10 правил управления рисками от профессионала в области проектного управления - Барта Джутта.

Успешность управления проектами обусловлена, в дополнение ко всему, применяемыми для этого методами. Несмотря на то, что универсальной методики, которая подходила бы ко всем проектам, пока не создано, есть некоторое количество методов, признанных наиболее эффективными.

Четвертый урок посвящен рассмотрению самых популярных на сегодняшний день методов управления проектами: Agile, Lean, Six Sigma, Kanban, Scrum и PRINCE2. Кроме описаний мы приведем упрощенные схемы работы по этим методам и расскажем об их преимуществах и недостатках.

Чтобы качество проектного менеджмента, эффективность работы команды и управления портфелем проектов были на высоте, необходимо использовать в своей работе системы управления проектами. Они представляют собой информационные и автоматизированные системы проектного управления, т.е. специализированное программное обеспечение.

В пятом уроке приведены ознакомительные характеристики пятидесяти систем управления проектами, среди которых Basecamp, Asana, TeamBridge, Адванта, Time Master, Microsoft Project, Project Kaiser, Workdoer, ProjectOffice, Comindwork, WebAsyst, Zoho Projects, IPI.MANAGER, Assembla и ряд других. В заключение мы немного поговорим о пользе применения этих систем.

Книги по управлению проектами

Этот раздел мы посвятили интересным и полезным книгам по проект-менеджменту. Они содержат в себе просто колоссальный объем теоретических и практических сведений, с которыми вам обязательно нужно познакомиться. Безусловно, многое придется проверять на своем собственном опыте, но согласитесь, что использование в своей работе опыта других людей способно уберечь от множества ошибок и сэкономить уйму времени. Поэтому после прохождения курса выделите время на прочтение хотя бы нескольких книг из предложенного нами списка.

Как проходить занятия

Овладеть проект-менеджментом непросто, по причине чего и сам курс может показаться вам в определенной степени сложным. Но, как мы уже упоминали, информацию мы постарались по возможности упростить и сделать более удобоваримой, т.к. тема все-таки специфическая. Не стоит пугаться непривычной терминологии и замысловатых таблиц и графиков - по мере изучения курса все обязательно встанет на свои места, а значит, и разобраться в теме вы сможете без проблем.

Все уроки имеют практическую направленность, и подходить к ознакомлению с ними следует именно с такой позиции. Все, что вы узнаете из курса, может быть использовано вами в тот же день, причем даже когда речь идет о компьютерных программах: вы можете скачать заинтересовавшее ПО на свой компьютер и попробовать его в действии. Что уж говорить о планировании, личной и командной эффективности.

Проходить уроки мы рекомендуем в той последовательности, в которой они представлены, и на прохождение каждого из уроков мы советуем рассчитывать минимум 2-3 дня. Сегодня вы просто читаете урок и осмысливаете его, выделяете наиболее важные моменты, быть может, . Завтра обращаетесь к тому, что показалось самым интересным и значимым, знакомитесь с дополнительными материалами, методиками и программами. Послезавтра, если есть такая возможность, внедряете полученные знания в практическую деятельность.

Кстати, именно последний пункт мы считаем наиболее важным. Всегда и во всем стремитесь применять свои знания, чтобы они не оставались просто багажом бесполезных знаний. Помните: не важно, сколько всего вы знаете, важно то, что вы можете сделать с этими знаниями. Эту мысль можно назвать краеугольным камнем любого обучения.

И напоследок предлагаем вам познакомиться с мыслями некоторых знаменитых людей на тему проектов и управления проектами. Вполне вероятно они послужат для вас дополнительной мотивацией, а заодно и пару минут вы проведете с удовольствием и пользой. Так что налейте себя чашечку чая или кофе и приступайте к прохождению курса. Мы уверены, что у вас все получится!

Цитаты знаменитых людей о проектах и управлении проектами

«В какой бы стадии ни находился проект, время, необходимое для его завершения, есть величина постоянная» - Закон Хартри

«Все вещи создаются дважды. Первый раз ментально, второй раз - физически. Ключ к креативности в том, чтобы начинать работу, зная заранее результат, который хочешь получить» - Стивен Кови

«Проект - это черновик будущего» - Жюль Ренар

«Мы должны либо найти путь, либо проложить его» - Ганнибал

«Пытаться управлять проектами без проектного управления - это как пытаться играть в футбол без плана игры» - Карен Тейт

«Если нужно выбрать среди экспертов одного настоящего, выбирай того, кто обещает наибольший срок завершения проекта и его наибольшую стоимость» - Принцип Уоррена

«Из всего, что я делал в жизни, самым важным я считаю управление талантливыми людьми, которые работали на нас, направление их к нужной цели» - Уолт Дисней

«Не важно, насколько хороша ваша команда или как эффективна методология, если вы не решаете правильную проблему, то проект провалится» - Вуди Уильямс

«ПРАВИЛО 90 НА 10. При осуществлении любого проекта первые 90 процентов работы занимают 10 процентов времени, а последние 10 процентов — остальные 90 процентов времени. - Законы Мерфи

«Планы — бесполезны, планирование — бесценно» - Дуайт Эйзенхауэр

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Управление проектом -- это применение знаний, навыков, инструментов и методов для планирования и реализации действий, направленных на достижение поставленной цели в рамках проектных требований.

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.

Управление проектом предполагает использование дух методологий: традиционной и методологии PMI.

Управление проектом состоит из четырех основополагающих процедур:

· Определение среды проекта.

· Формулирование проекта.

· Планирование проекта.

· Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроля).

Важным этапом в осуществлении управления проектом является составление бизнес-плана. Бизнес-план - это эффективный инструмент планирования проектно-инвестиционных мероприятий в соответствии с потребностями рынка в условиях изменяющейся внешней среды.

Для того, чтобы бизнес-план был успешно реализован в жизнь, необходимо знать, актуален ли данный проект на конкретном рынке или нет.

1. Сущность, понятие управления проектами

Проектное управление, как научная дисциплина, зародилось около полувека назад. За прошедший период ее основателям и последователям удалось добиться значительных успехов - были выработаны фундаментальные понятия, сформулированы основные принципы ведения проектной деятельности, дано развернутое описание структуры проекта. В то же время говорить об окончательном становлении этой области человеческих знаний пока рано. Экономические условия постоянно эволюционируют, и вместе с ними трансформируются подходы к проектному управлению.

Прежде чем перейти к непосредственному раскрытию проблем проектного управления, раскроем ряд связанных между собой понятий «управление», «проект» и «управление проектом».

Существует множество определений управления. Понятие «управления» можно рассматривать как

· науку (систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления);

· искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации;

· функцию - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;

· процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе";

· аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Согласно словарю Даля можно дать определение проекта: проект (франц. план, предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже. Проектировать (франц. задумать, загадать) - сообразить и предположить к исполнению.

Таким образом, управление проектами (англ. project management) -- область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются определённые цели, а также оптимизируется использование ресурсов (таких как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.) в рамках некоторого проекта (определяющего конечный результат и ограничение по времени и/или другим ресурсам).

Все проекты можно охарактеризовать по степени сложности и неопределенности. Управление проектом - это управление деятельностью по проекту, осуществляемое посредством планирования и выполнения работ, координации действий специалистов и организаций, участвующих в проекте. Управление проектом состоит из пяти основных процедур, четыре из которых относятся к планированию и контролю выполнения проекта:

· Определение среды проекта.

· Планирование проекта.

· Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроль

· Контроль над выполнением проекта.

В общем виде этапы планирования и управления проектом можно обрисовать в схеме (см. рис.1).

Данная методология управления проектом является традиционной. Существует также процедура управления проектом по методологии PMI. Он включает в себя следующие этапы:

· Определение требований к проекту;

· Постановка чётких и достижимых целей;

· Балансирование конкурирующих требований по качеству, возможностям, времени и стоимости;

· Адаптация спецификаций, планов и подходов для нужд и проблем различных стейкхолдеров.

Проект, по сути, состоит из следующих структурных элементов:

1. Цель проекта. Конечный результат, выход, продукция, определяемая в терминах затрат, качества и времени реализации.

2. Сложность. Для достижения целей проекта необходимо решить множество задач. Отношения между задачами могут быть довольно сложными, особенно, если в проекте много задач.

3. Уникальность. Проект - это разовое начинание, которое не будет повторяться. Даже “повторяющиеся” проекты, например, по строительству еще одного предприятия по той же проектной документации, значительно отличаются друг от друга использующимися ресурсами и средой реализации.

4. Ограниченность во времени. Проект имеет начало и конец. Для его реализация необходима временная концентрация ресурсов. По минованию надобности, ресурсы используются на другие цели.

5. Жизненный цикл. По мере реализации проекта, изменяется потребность в тех или иных ресурсах. Это изменение идет в определенной предсказуемой последовательности.

Все проекты можно разделить по принципам сложности (размеры, стоимость, количество участников) и неопределенности (достижение целей, затраты, сроки, качество).

Неопределенность - влияет на планирование.

Сложность - влияет на управление проектом.

По сути, методология PMI - это усовершенствованный традиционный подход, преобразованный с учетом требований, предъявляемых к управлению проектами сегодня. Поэтому, чтобы рассмотреть подетально каждую процедуру управления проектом, воспользуемся традиционной методологией.

Этап 1. Понимание среды проекта. Среда проекта состоит из факторов, которые могут оказать влияние на проект в ходе его выполнения (экономические, политические, внутрифирменные и прочие). Среда определяет способ реализации проекта:

· На масштабы и сроки выполнения одних проектов могут влиять другие проекты, выполняемые организацией.

· Среда проекта - главный источник присущей проекту неопределенности.

Этап 2. Формулирование проекта. В основе формулирования проекта лежат три элемента:

· Цели проекта - конечный результат;

· Задачи проекта - спектр работ по проекту;

· Стратегии - пути достижения цели.

Рисунок 2. Треугольник целей проекта

При управлении целями проекта используют классическую форму тройственности (см. рис.2), которая описывает баланс между объемом, стоимостью, временем и качеством. Качество было добавлено позже, поэтому изначально именована как тройственная ограниченность.

В том или ином проекте могут превалировать различные показатели цели.

Иной подход к управлению проектами рассматривает следующие три ограниченности: финансы, время и людской ресурс. При возникшей необходимости сокращения сроков (время), можно увеличить количество занятых людей для решения этой проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимость). За счет выполнения этой задачи быстрее можно избежать роста бюджета, уменьшая равную величину затрат в любом другом сегменте проекта.

Также во второй этап управления проектом входят определение спецификации проекта (в письменном и графическом виде приводится информация, используемая для определения результатов и сопутствующих условий) и стратегии проекта. Стратегия разбивает проект на этапы. Этапы разбивают проект на ограниченные временные промежутки. Этапы могут быть очень простыми: начальный, средний и конечный.

Этап 3. Планирование проекта. Это очень важная процедура, от которой в целом зависит дальнейший успех проекта. На этом этапе определяются такие важные критерии как:

· Стоимость и сроки проекта;

· Объем необходимых ресурсов;

· Распределение работ между участниками проекта и контроль результатов;

· Влияние на проект каких-либо изменений.

Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов. Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. Планирование осуществляется в пять шагов:

Рисунок 3. Планирование проекта.

Этап 4. Техническое выполнение проекта.

После утверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению, в выполнении проекта можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.

Этап 5. Управление проектом - процесс связи теории (плана) с практикой (мероприятиями плана).

Управление проектом предусматривает принятие ряда решений:

· Как осуществлять мониторинг проекта на предмет его продвижения к цели.

· Как достичь показателей проекта, сравнивая текущие показатели с плановыми.

· Как вмешаться в проект, чтобы скорректировать его, привести в соответствие с планом.

2. Разработка концепции проекта

Любой инвестор, прежде чем вложить деньги задается вопросом:

в какой проект стоит вложить деньги (средства)?

сколько (хотя бы примерно) этих средств будет нужно?

когда вложенные средства начнут приносить доход?

сколько прибыли на вложенные средства можно получить?

и, наконец, если средства ограничены, а они зачастую ограничены, то где взять деньги для проекта?

Разработка концепции состоит из двух этапов:

Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта;

Анализ инвестиционных возможностей.

1. Формирование инвестиционного замысла (идеи).

Причины появления замысла и проектов:

Неудовлетворенный спрос;

Избыточные ресурсы;

Инициатива предпринимателей;

Реакция на политическое и социальное давление;

Интересы кредиторов и т.д.

Полученные на этапе формирования идеи проекта результаты оформляют в виде так называемого резюме проекта - аналитической записки, излагающей суть проекта

2. Анализ инвестиционных возможностей.

Этот анализ состоит из следующих этапов:

изучение прогнозов экономического и социального развития регионов осуществления проекта;

формирование инвестиционного замысла инвестора и изучение условий его осуществления;

предпроектное обоснование инвестиций, анализ альтернативных вариантов и выбор проекта;

подготовка вариантов о намерениях;

разработка предварительного плана проекта;

выбор и согласование места размещения объекта;

экологическое обоснование проекта и его экспертиза.

3. Структура проектного анализа

Любой проект должен быть рассмотрен со всех сторон (позиций):

технический анализ;

коммерческий анализ;

финансовый анализ;

экологический анализ;

организационный анализ;

социальный анализ;

экономический анализ;

структурный анализ.

Стоимость денег во времени

Проект разрабатывается задолго до реального начала осуществления проекта, сама реализация проекта может длиться годами и десятилетиями. Деньги же тратятся сегодня, и будут тратиться в течение долгого времени, а прибыль, которую мы ожидаем, появится не сразу. Но мы знаем, что выплаченная сегодня одна гривна стоит дороже обещания заплатить ее через год.

Разноценность национальной валюты во времени происходит по следующим причинам:

например, снижение покупательной способности и общее повышение цен;

процентный доход (если рубль отнести в банк);

риск (кредитор может не выполнить свои долговые обязательства)

В проектном анализе принят метод уравнивания разновременных денег, так называемое дисконтирование.

Будущая ценность сегодняшних денег.

Условия: Норма дисконта 10% годовых, Инвестируется 100 рублей.

Период предполагаемой работы инвестируемых денег

Сумма инвестиций, руб.

Коэффициент дисконтирования

Будущая ценность сегодняшних денег, руб.

Таким образом, будущая ценность сегодняшних денег определяется по формуле:

FVк=РV (1+E)Є

Где FVк - будующий доход на каждом шаге;

PV - настоящая сумма.

а - число лет;

Пример: Сегодняшняя ценность будущих денег. Условия те же.

Срок возврата денег

Долг, руб.

Коэффициент дисконтирования

Сегодняшняя стоимость возвращенного долга, руб.

Таким образом, сегодняшняя ценность будущих денег определяется:

Эффективность проекта характеризуется рядом показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам сторон, участвующих в проекте.

Различают следующие показатели оценки эффективности инвестиционного проекта:

показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

показатели бюджетной эффективности, учитывающие и отражающие финансовые последствия проекта для государственного, регионального или местного бюджета;

показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов непосредственных участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Показатель эффективности инвестиций.

Метод расчета коэффициента эффективности инвестиций, это, в принципе, то же самое, что и рентабельность инвестиций.

КЭИ = ЧП /(К - ЛС)

проект управление инвестиционный

где, ЧП - чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет);

ЛС - ликвидационная стоимость проекта.

Лучше все-таки КЭИ определять с дисконтированием денежных потоков.

Заключение

Эффективное управление проектами -- это интеграция информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой. При этом покупка удачного программного обеспечения не равносильна успешной постановке управления проектами в организации. Именно качество внедрения системы определяет различие между «хорошим» и «плохим» пакетом.

Опыт осуществления проектов показывает, что последовательное применение современной методологии проектного менеджмента позволяет сэкономить до 20% средств, выделяемых на реализацию проекта. При этом собственно затраты на управление не превышают нескольких процентов от общей стоимости проекта.

Сегодня, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо обеспечить оптимальное сочетание отлаженных бизнес-процессов в структурах управления с динамичными и нацеленными на конечный результат проектными подходами.

Управление проектом - это сложный процесс, включающий в себя определенные этапы. На каждом из этих этапов необходимо постоянно контролировать процесс принятия управленческих решений, проводить доскональный мониторинг.

От проведения данных процедур во многом зависит успешность всего проекта в целом.

Для того, чтобы проект был претворен в жизнь, необходимо четко спланировать множество деталей:

· Структуру кадров

· Обеспеченность финансами

· Будущие объемы продаж и цены на продукцию прочее.

От того, как правильно составлен бизнес-план в целом зависит успех будущего проекта, динамика роста объемов производства и прибыльности.

Список используемой литературы

1. Управление проектами. Под ред. Шапиро В.Д. СПб.: ДваТри, 2005.

2. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Высоцкий Л.Л., Михайлов А.П., Дащук Т.Г. Администрирование проекта. - Новосибирск: Соцтехсервис, 2007. - 63 с.

4. Высоцкий Л.Л. Управление проектами: традиции и новизна. - Новосибирск: Тема, 2005. - 291 с.

5. Бушуев С. Д., Морозов В. В. Динамическое лидерство в управление проектами. - К.: ВИПОЛ, 2009. - 312 с.

6. Михеев В. Н. Смешанные команды проекта: методологический аспект. Сб. трудов Международного симпозиума "Современное управление проектами: объединение профессионалов для достижения индивидуального успеха", Санкт-Петербург, 14 - 16 сентября 2010 г.

7. Михеев В.Н. Смешанные команды проекта: организационно-деятельностная парадигма. Сб. трудов Международного симпозиума СОВНЕТ/06 "Управление проектами в переходной экономике: инвестиции, инновации, менеджмент", Москва, 4 - 6 июня 2006 г.

8. Шапиро В.Д. Управление проектами. - СПб.: «ДваТри», 2004. - 610 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и характерные свойства проекта, его отличительные особенности и значение. Этапы разработки концепции проекта и критерии оценивания его практической эффективности. Планирование и методы управления проектами. Оценка и управление возможными рисками.

    курс лекций , добавлен 24.02.2011

    Классификация базовых понятий управления проектами. Отличие проекта от производственной системы. Жизненный цикл и фазы проекта. Процессы управления проектом, исполнения и контроля, анализа. Примерная команда проекта, его внешнее и внутреннее окружение.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Управление проектами как творческий процесс. Методология проектного менеджмента. Технологии управления проектом. Основные виды проектов, их цели и реализация. Формирование бюджета проекта, риски и жизненный цикл, особенности организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Субъекты и объекты инновационной деятельности. Роль инноваций в деятельности организации. Продуктово-тематический и календарный план инновационного проекта. Содержание и этапы разработки его концепции. Мотивация и организация управления проектом.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Теоретические основы систем управления проектами. Планирование проекта: разработка концепции, проектирование, структуризация, поточная организация работ, материально-техническая подготовка. Календарное управление и контроль за реализацией проекта.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2011

    Сущность, понятие и основные виды управления проектами развития недвижимости. Понятие девелоперского проекта и основные особенности управления коммерческой недвижимостью. Финансово-экономическое обоснование проекта. Анализ рынка торговой недвижимости.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Проекты, реализуемые в различных областях и разными специалистами. Жизненный цикл проекта. Основные функции и подсистемы управления проектами. Организационные структуры управления проектом. Обоснование целей проекта и способов их удовлетворения.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2013

    Определение функции управления проектом. Ряд важнейших характеристик проекта, их подсистемы, организационные формы, разновидности, методы управления. Базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях проекта.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2009

    Определение понятия "проект". Характеристики проекта как объекта управления. Функции управления проектами. Список компетенций менеджера программного проекта. Выработка концепции реализации проекта, ее апробация и экспертиза. Жизненный цикл проекта.

    презентация , добавлен 14.08.2013

    Основные понятия проектного менеджмента. Становление направления "Управление проектами" в Республике Казахстан и Российской Федерации. Планирование как основа управления ресурсами. Основные концепции управления персоналом. Управление разработкой проекта.

Уменьшение жизненного цикла товаров и услуг, необходимость резкого сокращения сроков разработки и внедрения новых сервисов, а также увеличившееся внимание к персонализации предложений на рынке, позволяющих удерживать клиентов, задают повышенные требования к динамичности управления и закладывают тенденцию смещения структур управления от классических функциональных подходов (с управлением исключительно на уровне финансовых показателей) в сторону проектной деятельности. В связи с этим закономерно возникает проблема оценки эффективности системы управления проектами.

Система управления проектами по КПЭ. Почему эффективно внедрять?

В настоящее время заметно вырос интерес к методам оценки проектной деятельности и эффективности управления проектами. То есть оценка результатов бизнеса становится важна не только в целом, но и по конкретным программам, проектам, мероприятиям, заказам и т. д. Вопросы балансировки портфеля, определения долей проектов и их весов в затратах, рентабельности и сроках отвлечения ресурсов на реализацию (в том числе персонала) создают особый характер бюджетирования с попроектным/позаказным учетом и планированием. В качестве примера мы будем рассказывать о нашем заказчике - группе компаний N, которая состоит из инвестиционной головной компании, строительной компании, проектной компании и управляющей компании (обслуживание построенных объектов). Наличие в портфеле большого числа объектов разной степени готовности ставит задачу разработать и автоматизировать инструмент, позволяющий выявлять проекты-доноры с высокой эффективностью и проекты с пороговым значением рентабельности. Причем принимать управленческие решения о целесообразности последних, а в случае имиджевой или стратегической их необходимости понимать размер их доли в общем портфеле и балансировать структуру портфеля таким образом, чтобы обеспечить общую финансовую устойчивость.

Составляющие системы управления проектами/портфелем проектов

Классические планы варьировались в основном в рамках уточнения прогноза размера планфактных отклонений, тогда как в проекте большее внимание уделяется механизмам наиболее раннего выявления триггеров изменений (факторов рисков и возможностей). Исходя из этого отдается предпочтение гибким прогнозным моделями, которые позволяют задавать условия и моделировать ситуации и их последствия. Кроме того, только финансовых триггеров становится недостаточно: они возникают уже как следствие операционной деятельности и в этот момент управляемы лишь в контексте корректировок будущих параметров, и следовательно, акцент смещается в сторону натуральных показателей линейного порядка и их влияния на финансовые. То есть в зависимости от того, как операционная деятельность обеспечивает или не обеспечивает успешность выполнения финансовых показателей, выясняется, что тут одной логической связи недостаточно – нужен математический расчет.

Для возможности сравнения проектов между собой необходимо определение натуральной единицы измерения результата проекта, его эффективности, кроме денежного параметра, единой базы для оценки. Это переход от системы функциональных обособленных единиц со своими критериями оценки эффективности подразделения в сторону сквозной целевой единицы объемов.

В нашем примере на стадиях маркетингового анализа, планирования и проектирования – очевидной единицей измерения являются квадратные метры жилья/коммерции, однако себестоимость этого квадратного метра существенно зависит от проектного решения, расположения, выбора материалов (фасада и т. д.), квартирографии и эффективной доли «непродаваемой площади» (МОП – места общего пользования и технические помещения). Последняя крайне важна, поскольку несет на себе затраты, сопоставимые с продаваемой площадью, а размер ее формально не важен внешним организациями, на которые в большей степени ориентируется проектировщик, так как его цель – согласование проекта. С момента получения разрешения на строительство на самой стройке жилья, квадратных метров, как таковых, в общем-то и нет: есть метры кубические или погонные, тонны и т. д. В то время как квадратные метры и квартиры являются основной базой дохода и себестоимость считается также на 1 продаваемый квадратный метр, хотя окончательно формируется эта себестоимость существенно позже старта продаж и установления стоимости метра к продаже.

Собственно, с управленческой точки зрения такая себестоимость просто констатирует факт. Да и каждый проект уникален по проектному решению, по техническим условиям: как тут понять эффективным ли было это решение, подкачали ли тендеры или строители подвели? Вот тут и помогла бы единая мера для всех проектов и объектов и попередельный учет. Тогда можно понять, почему этот монолитный каркас 1м² жилья объекта А обошелся нам в Х рублей, а объекта В на 2000 рублей дороже? А факторный анализ (также являющийся элементом модели) позволяет понять, что произошло это из-за завышенного коэффициента армирования, некачественной работы по геодезическим изысканиям, которая, в свою очередь, появилась из-за сокращения сроков, отведенных на этот этап. То есть отвечать за это должен ГИП проекта, а в подчинении у него фактор маркетологов, которые затянули свой этап.

В ГК N график проекта появлялся лишь с момента получения разрешения на строительство и, соответственно сроки на подготовительные этапы анализа и планирования проекта (маркетинг, финансы – расходы и источники, подбор земли в портфель, ППТ и эскизное проектирование, коммерция – доходы, проектирование) не формализованы. А ведь по сути управлять себестоимостью на этапе тендеров, а тем более стройки поздновато, так как большинство затрат уже заложено натуральными показателями проектной документации. А проектировщики, ориентируясь не на бизнес-задачи, а на согласующие органы и защищенность своего блока работ, стараются укрупнить данные проектной документации, подготавливаемой для получения разрешения на строительство. Тогда как сметчикам и тендерным специалистам очень важно заранее знать параметры, достаточные для понимания объемов работ, технических характеристик материалов и соответственно стоимости, чтобы иметь время на поиск на рынке лучших решений, материалов и лучших предложений по работам. По нашему же опыту работы со строительными компаниями, тендеры обычно работают в авральном режиме и времени на исследовательско-аналитическую работу у них просто нет, да и дальнейшие соглашения по дополнительным объемам съедают большое количество времени. Вместе со специалистами проектного офиса ГК N мы прикрепили стадии проекта, начиная от анализа ресурсоемкости портфеля, выявления необходимого объема в квадратных метрах к приобретению, выбора участка земли к застройке, маркетингового исследования (стадия, на которой коммерсанты и маркетологи разрабатывают концептуальные требования к проекту, позволяющие выполнить план по доходам), ППТ и эскизный проект, финансовое моделирование, стадия П и далее стандартный график тендеры/закупки параллельно с разработкой РД и стартом строительных работ, завершение же проекта включает в себя стандартный этап получения акта ввода в эксплуатацию, а также передачу объектов (квартир, коммерческой недвижимости, социальных объектов, дорог, сетей, котельных и т. д.) и обслуживание управляющей компанией. Эти стадии становятся основой операционного цикла – будущей целевой воронки (см. ниже).

Определив нормативные объемы работ/материалов на единицу продаваемой площади и нормативы оптимального выхода продаваемой площади на этаж, на объект и на проект при проектировании, можно еще на ранних этапах, задолго до разрешения на строительство проанализировать, насколько финансово эффективно будет проектное решение.

Определив нормативные объемы работ/материалов на единицу продаваемой площади и нормативы оптимального выхода продаваемой площади на этаж, на объект и на проект при проектировании, можно еще на ранних этапах, задолго до разрешения на строительство проанализировать, насколько финансово эффективно будет проектное решение.У ГК N план продаж ставился в рублях, плановая же структура продаж не задавалась, что привело к тому, что в запасе оказывались неликвидные квартиры, содержание которых ложилось на плечи управляющей компании. Выработанная совместно плановая структура продаж (что, в каком объеме, кому, в каком периоде, по какой цене и кто будет продавать) помогла увидеть эффективность продаж. Коммерческий директор получил инструмент контроля и управления через среднее значение продаваемой площади (если средний метр растет – продаем больше трехкомнатных, падает – студии и однокомнатные) и при малейших колебания спроса возможность быстро реагировать на него. Отслеживаете ли вы, что и когда продают ваши менеджеры? Есть ли у вас инструмент, позволяющий сразу понять, уходят ли ликвидные студии и однокомнатные на нулевом этапе по минимальной цене при отсутствии проблем с финансированием стройки, оставляя в товарном запасе трехкомнатные? Насколько эффективно взаимодействие с агентствами-посредниками, создают ли они конкуренцию внутренним менеджерам?

Сформировать и отслеживать пул этих и других триггеров можно благодаря постановке системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Шаги построения системы КПЭ по методологии БОР

Целевая воронка

Целевая воронка – это описание последовательности процесса реализации проекта в форме показателей результата каждого этапа. Целевая воронка охватывает процесс планирования и анализа до момента непосредственной реализации проекта, сам процесс реализации и продажи (до или после). Если в классических моделях применяется принцип конверсии потенциального объема натурального результата в реализованный/ оплаченный объем, то в проекте, как правило, только на стадиях анализа и планирования абсолютное значение объемов может меняться, после этого заданный объем уже будет неизменен и большее внимание уделяется факторам времени, стоимости, наличию и достаточности ресурсов и качества, которое, как правило, выражается в том же изменении сроков реализации или стоимости (текущей или дальнейшей при эксплуатации).

Показатели эффективности для участников проектной деятельности

Таким образом, к стандартным факторам стоимости в формате удельных (приведенной стоимости за единицу), общей суммы затрат и времени как нормативной длительности этапа добавляются факторы, отслеживающие «физику» работ. То есть до момента фиксации выполнения работ для оплаты возникает сам физический результат – метры, тонны, штуки и т. д. Именно регулярный ежедневный/еженедельный контроль их появления во времени позволяет понимать вероятность выполнения этапа в срок и обоснованность дополнительных соглашений на измененный объем. И общие метрики эффективности проекта по PMBOK (процент выполнения проекта, сроков и стоимости) можно рассчитать формулами из первичных данных, собранных с достаточной аналитичностью.

Отслеживая отклонения (по срокам, объемам, деньгам), можно оценить как степень влияния подразделений на ход проекта, так и эффективность администрирования проекта/портфеля в контексте управления общими ресурсами – протяженность сетей, дорог, коэффициент использования земельного участка или сроки реализации социальных объектов.

Финансовые показатели объема капитальных вложений, размер и ликвидность непроданного запаса, себестоимость единицы продукции и т. д. – выстраивая из них логическую иерархию, мы получаем комплексную модель с иерархической структурой от основной цели компании вниз на драйверы ее достижения (ключевые показатели топ-менеджеров), далее раскрывающиеся на различные показатели линейных руководителей. Модель предусматривает возможность расчета любых показателей на базе имеющихся в модели при достаточности аналитики.

Пример перечня показателей верхнего уровня для строительно-монтажного управления (СМУ):

Эффективность СМУ

Результативность
Количество м² жилья/встроенных помещений (паркинги, коммерция), сданных в эксплуатацию
Доля МОП и технических помещений, сданных в эксплуатацию Отклонение по м² Количество м² жилья/ встроенных в разрешении/ экспертизе
Доля МОП и технических помещений в разрешении/ экспертизе
% завершения проекта
в периоде
Отклонение по срокам
Отклонение по объемам
Экономичность
Себестоимость м²
Изменение суммы затрат

Экономическая модель

Сформировав логически связанный перечень показателей, оценивающих эффективность деятельности, получаем необходимость автоматизировать их учет и контроль, а для этого надо понять, как их рассчитывать. Для этих целей строится экономическая модель, включающая в себя формулы расчета и паспорт показателя: единицы измерения, аналитики, место в иерархии показателей, лицо, ответственное за значение показателя, периодичность сбора данных по факту, источник данных и т. д. Кроме имевшихся ранее показателей используются и технические, необходимые для формирования математических связей при автоматизации модели. При тестировании модели она заполняется данными прошлого периода, что позволяет не только проверить корректность построенных математических связей, но и понять степень влияния каждого показателя на итоговый результат. Именно на принципах существенности влияния показателя основывается в дальнейшем система стимулирования.

Проектное управление - это неотъемлемый элемент современной системы менеджмента в России. Множество отечественных и зарубежных компаний пользуется проектным менеджментом для повышения качества производимой продукции и услуг, снижения расходов, увеличения прибыли. Что же такое проектное управление и каковы его основные преимущества?

Что такое проект?

Понятие «проект» может трактоваться абсолютно по-разному. Первый вариант предполагает определение проекта как комплекта документации, по которой возможно возведение здания или сооружения. В данной статье пойдет речь о втором значении слова «проект».


Если выполняются все три условия, то комплекс действий может называться проектом.

Программы и портфели проектов

Проекты часто объединяются в программы и портфели. При этом программами называют комплекс проектов, которые объединены общей целью. Например, программа по улучшению качества образования населения может включать проекты по повышению зарплаты учителям на 20%, строительство 15 новых школ, выпуск 26 новых учебников по основным предметам.

Портфель проектов объединяет проекты, финансируемые из одного источника вне зависимости от их задач. Так, портфель проектов компании N может включать проекты по благотворительности, по возведению нового корпоративного офиса, по празднованию юбилея директора и увеличению годового оборота на 10%.

Проекты в портфелях и программах также должны обладать описанными выше тремя основными признаками.

Основные принципы проектного управления

Ввиду динамично развивающегося рынка технологий, призванных облегчить процесс управления, сложно назвать конкретные методы, полностью описывающие проектное управление.

Включает в себя множество подходов и инструментов и базируется на следующих основных принципах:


Методы стимулирования участников проекта

Стимулированию участников проекта обычно уделяется особе внимание, когда для выполнения конкретных задач выбирается проектное управление. Управление проектами обычно включает материальные и нематериальные мотивационные механизмы.

К материальному стимулированию относят премии, штрафы, доплаты за досрочное выполнение промежуточных задач.

Нематериальные методы мотивации включают грамоты и дисциплинарные подарки в виде отгулов, а также развертывание конкуренции среди участников проекта в рамках конкурсного соревнования.

Основные этапы управления проектами

Управление проектами происходит по этапам и фазам комплексности менеджмента. Взаимосвязь этапов и фаз приводится в таблице ниже.

Управление стоимостью

Управление сроками

Управление содержанием

Управление рисками

Инициация

Предварительная оценка объема финансирования

Предварительная оценка сроков проекта

Определение основных задач

Предварительный анализ возможных негативных факторов

Планирование

Расчет бюджета и поиск источников финансирования

Расчет расписания проекта

Расчет целевых показателей проекта

Расчет поправки на риск

Реализация

Поэтапное финансирование проекта

Контроль выполнения календарного плана

Контроль достижения промежуточных показателей

Мониторинг изменения ключевых факторов

Закрытие

Оценка прибылей/ убытков

Оценка отставания/опережения

Оценка выполнения/невыполнения задач проекта

Анализ допущенных ошибок

Таким образом, области проектного управления включают финансовые, кадровые, структурные сферы деятельности организации.

Области применения проектного менеджмента

Проектная структура управления включает разбиение всех работ организации на проекты, ограниченные по срокам и целевым показателям. При этом формируется команда каждого проекта и коллектив проектных менеджеров, которые отчитываются руководителю о ходе выполнения своего проекта.

В связи с этим проектное управление применяется, как правило, в организациях различных отраслей и размеров, с широким спектром одновременно выполняемых заказов. Однако и в малом бизнесе применяет проектный менеджмент для решения конкретных задач по модернизации производства или, например, внедрению нового продукта.

Проектное управление в строительной отрасли

В строительной отрасли особенно актуально применение методологии проектного управления. В компаниях, осуществляющих функции заказчика или подрядчика, проектный менеджмент использует естественное деление работ на проекты (по продуктовому принципу, то есть возведение каждого здания - отдельный проект), а структура топ-менеджмента практически не требует серьезного переустройства.

Управление проектной организацией также часто ведется по проектному принципу, успешно используя уже сформировавшиеся коллективы проектировщиков в качестве команды проекта.

Проектное управление в государственных структурах

Проектное управление в органах власти - достаточно новое веяние современности. Программно-целевой метод управления, развивающийся с советского периода, теперь приобрел форму проектного менеджмента в масштабах всей страны. Сейчас для решения стратегически важных для используются программы, включающие отдельные проекты с целевыми показателями и сроками реализации. Однако, сама методология управления такими программа еще далека от идеала и требует модернизации и обновления.

Опыт внедрения проектного управления в Белгородской области

Проектное государственное управление хорошо зарекомендовало себя во всем мире. В России же имеется опыт применения этой технологии в Белгородской области.

Этот масштабный эксперимент затронул практически все стороны госслужбы в Белгородской области. Среди основных элементов - Обучение проектному управлению, организационно-методологическое сопровождение, Выездные проверки, мотивация, оценка компетенций служащих, экспертные комиссии по рассмотрению проектов.

Проектное управление Белгородской области теперь включает коллегиальные органы проектного управления:

  • Межведомственная комиссия, осуществляющая управление проектной деятельностью.
  • Отраслевые экспертные комиссии, принимающие решение об открытии/закрытии проектов.
  • Областной проектный офис, контролирующий соблюдение методологии проектного менеджмента.

Принцип «одного окна»

Именно в рамках перехода на проектное управление Белгородская область еще в 2010 году перешла на согласование инвестиционных проектов через систему «одно окно», хорошо известную теперь и в Москве. Роль этого окна как раз выполняет одна из вновь введенных служб - областной проектный офис. Теперь ровно через месяц с момента обращения в проектный офис хозяйствующий субъект получает документ о согласовании.

Автоматизированная информационная система «Проектное управление»

Информационная и техническая поддержка проектного управления в Белгородской области осуществляется через автоматизированную информационную систему (АИС) «Проектное управление». Это web-приложение, не требующее установки дополнительного ПО и выполняющее следующие функции для проектов, портфелей и программ:

  • Ведение реестра (базы).
  • Календарное планирование.
  • Бюджетирование.
  • Мониторинг реализации на региональном и муниципальном уровнях.
  • Распределение полномочий и ответственности команды.
  • Внесение изменений в содержание.
  • Система оповещений о наступающих и наступивших событиях по проектам.
  • Документооборот.
  • Автоматизированная аналитическая отчётность.
  • Интеграция с электронным Правительством Белгородской области.

Достоинства и недостатки проектного менеджмента

Описанный опыт внедрения проектного менеджмента в Белгородской области оказался удачным. Эффект от этих изменений выразился прежде всего в увеличении темпов прироста валового регионального продукта на 0,1% (более 3 млрд. рублей), снижении затраченного времени на согласование проектов (на 2 месяца на каждый проект) и увеличении скорости освоения инвестиций в регионе на 23%. Однако самый главный результат - это формирование проектного мышления у служащих, которые активно анализируют и пытаются решить проблему, иногда даже нестандартными, инновационными методами.

Мотивация и перестройка управленческой структуры позволили получить положительный эффект не только для госслужбы, но и для бизнеса, формируя благоприятный инвестиционный климат и устраняя барьеры для предпринимательства.

Население региона теперь принимает активное участие в отборе и контроле реализации важных стратегических проектов. Для людей проектное управление - это возможность пользуется услугами повышенного качества и высокой мобильности.

Однако, несмотря на все достоинства проектной структуры управления, существуют и недостатки такого подхода.

В первую очередь, переходный период. Требуется определенное время для того, чтобы команда проекта сработалась и выполняла свои функции, как слаженный механизм.

Во-вторых, при внедрении проектного управления на предприятии, поиск хорошего проектного менеджера может затянуться. К личным и профессиональным качествам руководителя проекта предъявляются очень высокие требования: всесторонняя квалификация, полное погружение в проект, опыт управления проектами требуемой специфики.

Третьим недостатком проектного менеджмента можно считать необходимость дробления ресурсов компании между проектами. В «небогатых» фирмах это вообще может быть нереализуемо. Руководителям проектов придется «драться» за финансирование и кадры, что недопустимо в условиях тотального контроля всех стадий жизненного цикла проекта.

Одним из самых важных недостатков проектного пути управления в организации является трудоустройство членов команды проекта и руководителя проекта после его завершения. Загрузка коллектива, как известно, важнейшее правило успешного бизнеса, а в случае проектной работы регулярно возникают «повисшие в воздухе» группы специалистов, которые одномоментно лишаются постоянной загрузки.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что проектное управление - это современного бизнес-пространства, и изучение его основ просто необходимо для грамотного принятия управленческих решений как на уровне государства, так и в рамках отдельно взятого бизнеса.

Необходимость в эффективном управлении проектами очевидна. Недостаточный контроль приводит к превышению расходов или увеличению времени выполнения проекта. Рост расходов означает не только нарушение финансовых планов, но также в случае крупных проектов необходимость привлечения средств, превышающих возможности организации, независимо от тех экономических выгод, которые можно ожидать в результате успешного завершения разработки. Увеличение стоимости разработки снижает рыночные возможности и уменьшает период эффективной реализации товара на рынке, так как момент его устаревания прямо не связан с фактом задержки первого появления товара на рынке.

Управление НИОКР ставит проблемы, требующие во многом больших усилий, чем в других сферах предпринимательства. Сам термин НИОКР охватывает целый спектр видов деятельности и работ - от фундаментальных исследований через прикладные к разработке новых изделий и процессов, за которыми следуют дальнейшие стадии совершенствования товаров и процессов. Каждая стадия со своими характеристиками предусматривает стиль управления и управленческие приемы, неприемлемые на другой стадии. При проведении прикладных исследований над проектом работает небольшая группа специалистов в условиях высокой неопределенности. В этом случае обычно используются неформальные методы управления, предполагающие коллективное участие в управлении. На стадии коммерческого прогнозирования могут быть сделаны обоснованные оценки материальных затрат и затрат времени с использованием методов детальной разработки бюджета, хода выполнения программы и т.д.

Но с другой стороны, расширение сферы применения неформальных методов на более поздних стадиях цикла часто приводит к замедлению работ и неоправданному росту затрат. Таким образом, нужна система управления, меняющаяся по мере реализации проекта.

Характерной чертой профессионального управления являются усилия, направляемые на планирование и контроль деятельности предприятий и организаций с тем, чтобы все виды этой деятельности были ориентированы на общие цели, относительно которых оценивается эффективность их функционирования. Конкуренция последних лет, появление нескольких крупных предприятий в отраслях и ускоряющиеся темпы изменений создали обстановку, в которой высшее руководство должно переосмыслить идеи планирования. Системы формального планирования, первоначально используемые в компаниях за рубежом, сейчас получают распространение на отечественных предприятиях.

Процесс планирования в организации включает систематическую оценку ряда взаимосвязанных элементов - целей, стратегий и политики. В рассматриваемом контексте словом “цель” пользуются для определения конкретных целей среднесрочного и долгосрочного развития всей организации в целом. Принимающий решение нуждается в четкой постановке конкретных целей. Это предполагает описание изделий, рынков, а также количественные показатели в конкретные периоды времени - доля рынка, величина оборота, размер прибыли. В этом смысле термин “цель” определяет конечный результат, которого необходимо достичь в конкретный момент.

Существуют различные пути, на которых может быть достигнут тот или иной набор целей. Эти пути называются стратегиями. Предприятие, поставившее конкретную цель “обеспечить 20%-ный рост оборота и 30%-ный рост прибыли к окончанию двухлетнего периода”, имеет разные альтернативы для ее достижения: ?

увеличение доли рынка за счет уже выпускаемых товаров; ?

расширение рынка за счет увеличения наименований выпускаемой продукции; ?

выход на новые рынки, в том числе международные; ?

уменьшение издержек производства; ?

расширение объемов производства за счет вертикальной интеграции без изменения объемов продаж конечного изделия; ?

рост посредством приобретений других предприятий или слияний и т. п.

Поскольку существует большое число альтернативных стратегий, из которых нужно выбрать одну наиболее удачную, то выбор пути, по которому предприятие собирается следовать, можно рассматривать как формулирование стратегии.

Чтобы цели предприятия были достижимы, стратегические решения должны быть направлены в будущее, они должны быть реалистичными в экономической обстановке, которая сложится к какому-то моменту в будущем. Таким образом, сознательный взгляд в будущее, даже в чем-то неточный, должен использоваться в плановом процессе. Необходимы прогнозы, включающие период до планового горизонта, для каждого фактора, влияющего на выполнение плана.

Изучение будущего предприятия представляет большую ценность, если оно позволяет сформулировать общеэкономические тенденции, которые могут представить либо угрозу существующей его деятельности, либо возможности для новых видов деятельности предприятия и, следовательно, ведут к изучению возможных стратегий.

Из-за трудностей прогнозирования предприятия одной и той же отрасли, например, автомобилестроения (ГАЗ, ВАЗ, Москвич) не смогли выявить одни и те же угрозы, благоприятные перспективы и возможные стратегии в период перехода к рынку. По-видимому, способность справиться с угрозами или использовать возможности зависит от различных факторов, условий и обстоятельств каждого предприятия. Поэтому предприятия со сложными характеристиками деятельности выберут различные стратегии, которые лучше отвечают их возможностям. Чтобы сделать удачный выбор, необходимо критически оценить сильные и слабые стороны предприятия. Так, например, если на предприятии научились эффективно использовать рынок, то его руководство может выбрать стратегию роста на основе увеличения доли рынка или расширение рынков. Если предприятие имеет сильный научно-технический потенциал, то его стратегия будет базироваться на обновлении продукции. Высокий уровень производства продукции с низкими издержками способствует вертикальной интеграции, а широкие финансовые возможности предприятия могут быть реализованы через стратегию приобретений или слияний. Следовательно, на основе сопоставления прогнозов экономической, социальной, научно-технической и политической обстановки с результатами анализа внутренних возможностей предприятия можно выбрать стратегию.

Анализ полезности

Как показывает практика, анализ альтернативных товарных стратегий затрудняется отсутствием точно определенных целей управления. При этом это связано не с отсутствием целей у части коммерческих организаций вообще, а скорее традиционное отсутствие стимулов количественно формулировать цели управления. Методы принятия решений, практикуемые в этих организациях, допускают словесное описание целей. Однако эта нечеткость целей приводит к невозможности для управляющих принимать рациональные логичные решения, когда необходимо провести сложное сопоставление преимуществ и недостатков отдельных стратегий.

Рассмотрим, как некоторые методы теории принятия решений можно применить к этим проблемам. Особенно полезным оказался для этого многоцелевой анализ общественной полезности. Концепция общественной полезности, как она изложена, например, в работе , основывается на том, что если добавить 1000 автомобилей к объему продаж индивидуальным потребителям, составляющему 50 000 автомобилей, вероятно, будет достигнуто большее увеличение “полезности” или “удовлетворения”, чем если те же 1000 автомобилей добавить к объему продаж в 500 000 штук. Концепция полезности, таким образом, допускает нелинейную связь “пользы”, получаемой управляющим, со значением определенного показателя (рис. 13.9).

Если имеется большое число показателей, то может потребоваться количественный метод определения критериев выбора. Анализ полезности позволяет специалисту или заинтересованной группе установить: ?

удовлетворение или “полезность”, получаемую при различных значениях показателей; ?

цену, которую за это приходится платить.

Зависимость функции полезности от объема продаж

автомобилей местному населению оказывалась нелинейной с насыщением. Это связано с тем, что добавление 1000 автомобилей к небольшому объему продаж увеличивает удовлетворение больше, чем добавление такого же числа ав-

Объем продаж местному населению

Томобилей к очень большому объему продаж; потребность уже оказывалась удовлетворенной.

Концепция полезности, таким образом, допускает нелинейную связь “пользы”, получаемой управляющим, со значением определенного показателя (рис. 13.9).

Существуют формальные методы анкетирования, помогающие специалисту определить функции полезности , и эти методы можно применить ко всем показателям, характеризующим товарную систему. При этом с помощью другой группы вопросов можно определить относительную ценность показателей. Например, можно установить, насколько сократится полезность от продажи автомобилей при 10%-ном увеличении полезности от объема продажи местному населению. Известны процедуры анкетирования, в результате которых получены описания индивидуальных и групповых функций полезности, а также

результаты опросов, подтверждающих нелинейность функций полезности . В силу этого цели нельзя просто формулировать в виде утверждений типа “максимизировать данный показатель”, “минимизировать взвешенную сумму этих показателей”. В примере с автомобилями окончательное количественное описание целей было различным для разных заинтересованных групп потребителей - индивидуальных потребителей, коммерческих предприятий, службы безопасности дорожного движения, службы городского транспорта (такси) и др.

Многоцелевой анализ полезности также позволяет построить функции полезности от двух и более аргументов- показателей, например, объема продаж автомобилей индивидуальным потребителям и коммерческим предприятиям. Практический способ комбинирования заключается в определении зависимостей путем предложения управляющим и заинтересованным группам лиц некоторого набора вопросов. В результате опроса управляющие получают объективные основания для принятия управленческих решений, т. е. выбора между стратегиями, влекущими за собой различные последствия.

Расхождения в функциях полезности, построенных для разных заинтересованных групп, позволяет по-разному упорядочить альтернативные схемы управления с точки зрения каждой группы.

Однако сравнение стратегии, основанное на функциях полезности, не обеспечивает окончательного упорядочения стратегий. Известно, что цели не остаются неизменными, так как возникают новые мотивы, изменяются потребности, спрос и требования, например, возрастание требований к экологической безопасности автомобилей. В действительности опасно делать какие-либо количественные утверждения о целях, даже если они не меняются. Следовательно, основная польза от анализа полезности получается из двух других источников. Во-первых, процесс анкетирования заставляет людей ясно и количественно формулировать свои цели, в то время как раньше их никогда не просили об этом. Это почти неосязаемый результат приводит к лучшему пониманию управляющими проблем принятия решений, несмотря на то, что некоторые из них уже использовали в своей работе различные изощренные методы оптимизации. Во-вторых, количественное выражение функций полезности различных заинтересованных групп имело важное значение для создания основы для дискуссий и разрешения конфликтов . Когда функции полезности, предложенные двумя различными заинтересованными группами, приводят к разным классификациям альтернативных стратегий управления, то относительно легко ответить на такой вопрос: насколько сильно должна измениться функция полезности от продажи индивидуальным потребителям, чтобы они приняли в качестве наилучшей ту же стратегию, что и коммерческие предприятия? В некоторых случаях необходимо лишь небольшое изменение цели, чтобы разрешить конфликт.

Таким образом, анализ полезности, по-видимому, имеет не меньшее значение в процессе его применения, чем при использовании его результатов.

На практике формулирование стратегии является итеративным процессом. Реальные цели предприятия нельзя сформулировать до рассмотрения возможных стратегий, прогнозов, оценки внутренних возможностей и наоборот. Тем не менее в процессе планирования согласованные варианты целей и стратегий получают дальнейшее развитие в соответствии с доступной в данный момент времени информацией. Теоретически они устаревают сразу же с получением новой информации, хотя на практике существенные изменения в них могут потребоваться не так часто. Оперативное планирование было бы весьма затруднено, если бы цели и стратегии были бы нестабильными. Но это противоречит принципам планирования. Поэтому время от времени изменения целей и стратегий необходимы, а для этого различные формальные системы планирования должны предусматривать возможность исправления плана, т. е. быть гибкими.

Но выполнение плана во многом остается в зависимости от новых изделий или процессов, создаваемых в подразделениях НИОКР. Следовательно, проекты, разработанные сегодня, определяют ожидаемые новые продукты и процессы в ближайшие годы, а это значит и стратегию, которая будет пригодна для предприятия в это время.

Если решения относительно обновления продукции и процессов не связаны с планом предприятия, то планирование становится бессмысленным. Поэтому руководителям НИОКР следует научиться сосуществовать с планированием. Главным возражением против планирования исследований и разработок является случайный характер возникновения большинства нововведений. Безусловно, случай играет здесь важную роль. Но ни одно предприятие не собирается вкладывать средства в развитие науки и техники только на основании веры и надежды. С другой стороны, было бы недальновидно не рассмотреть неожиданное нововведение только на том основании, что оно не было предусмотрено планом. Гибкая система планирования должна предусматривать не планируемое - проектные предложения или нововведения, которые нельзя предвидеть в ходе разработки плана, но имеющие большое значение для повышения прибыльности. Добиться этого можно, осознав, что предприятие, вкладывающее большие средства в развитие техники, по существу вовлечено в два вида деятельности: ?

основную деятельность, определенную целями предприятия и связанную с удовлетворением рыночной потребности; ?

не основную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями предприятия.

В этом случае коммерческая значимость может быть реализована только посредством продажи самой технологии, но в некоторых случаях может быть оправдано завершение разработки изделия и организация его производства и маркетинга в порядке диверсификации. Таким образом, проекты могут выступать в качестве товара, хотя их реализации на рынке может предшествовать необходимость дополнительной разработки. Отсюда появляется дополнительный вид деятельности - продажа технологий. Многие отечественные предприятия не используют возможности такого бизнеса, так как просто не оперируют термином “ноу-хау”. В то же время именно это может способствовать увеличению их прибыльности, тем более что за рубежом много примеров организации такого предпринимательства. Например, компания “Дженерал Электрик” в США имеет предприятие по развитию новых деловых сфер, одной из функций которого является продажа патентов. За ежегодную плату потребители получают выходящий раз в два месяца список новых идей для различных сфер бизнеса. Более подробно содержание некоторых из них раскрывается за дополнительную плату .

Таким образом, одно дело продавать неприменимую на данной фирме технологию, появившуюся как побочный результат, и совсем другое дело расширять эту деятельность и сознательно выделять дополнительные фонды для разработок новых технологий с целью их продажи. И понятно, что нужна поддержка такой деятельности продуманным управленческим решением, в отличие от случая, когда подобные результаты являются следствием бесконтрольных усилий руководителей НИОКР. Но каковы бы ни были масштабы этой деятельности, концепция “двойного бизнеса” обеспечивает максимальное использование вложений в научно-техническое развитие, а также интеграции НИОКР с планированием посредством стратегии. 13.1.6.